Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ ТРЕСКОВА Ульяна Владимировна по теме Редизайн социально-политического печатного издания (на примере регионального СМИ) Автор ВКР обратилась к исследованию крайне актуальной темы – процессу редизайна современной газеты, нередко решающему шагу в судьбе печатного издания в эпоху Интернет. В первой главе определяется теоретическое значение ключевых понятий исследования: рассматривается сущность редизайна как процесса, его отличие от типологически схожих процессов, отмечается взаимосвязь визуально-графического и содержательного компонентов в процессе модернизации визуального облика издания. Достаточное внимание уделяется анализу мировых и отечественных подходов к редизайну, приводятся примеры некоторых кейсов из отечественной и зарубежной практики. По мнению рецензента, автором диссертации сделан очень подробный, дельный и внимательный анализ источников по теме исследования. Можно согласиться с автором в том, что для анализа подходов к редизайну мнения практикующих экспертов не менее важны, чем научные теории. Можно сказать, что первая глава как раз и отличается таким балансом. При этом в реферативном обзоре нашли отражение как современные научные публикации, так и достижения практиков из дизайнерской отрасли. Вторая глава диссертации посвящена истории объекта исследования (пермской газеты «Звезда») и описанию процесса ее редизайна. В третьей главе представлен обзор принципов редизайна на основе работ некоторых дизайнеров-практиков. В тексте диссертации не обнаружено необоснованных заимствований и некорректного цитирования. К предлагаемой диссертации имеется ряд замечаний и вопросов. Прежде всего – отсутствие концептуальной связи в структуре работы. Теоретическая глава не завершается внятными и научно значимыми выводами из реферативного обзора. Остается непонятным, какие именно принципы и критерии эффективности автор считает релевантными для своего исследования. Автор пишет на стр. 38, что анализ «…зарубежных и отечественных кейсов редизайна позволил нам понять, через какие этапы проходят издания при смене облика, какие трудности поджидают редакцию». Но этот анализ в тексте является скорее констатацией проведенных в облике газет изменений, никаких концептуальных выводов автор нам не предлагает. Вызывает вопрос и принцип отбора кейсов для анализа – в одном ряду оказались The Guardian , The Independent, Sueddeutsche Zeitung, и «Свободный курс», «Metro», «Ведомости», «Известия». В теме ВКР заявлен редизайн регионального социально-политического издания. Представленные автором издания таковыми не являются. Ситуация усугубляется еще и тем, что анализ композиционно-графической модели не сопровождается иллюстративным материалом, и мы вынуждены верить автору «на слово». Это несколько затрудняет восприятие текста, хотя фатальным недостатком, безусловно, не является. Второе замечание касается нарушений концептуальной логики исследования. Во-первых, возникает вопрос к месту в исследовании первого параграфа второй главы - «История и контент газеты «Звезда». По сути он представляет собой историческую справку о газете, никак не связанную с проблематикой работы. В текущем его варианте место такого параграфа – в приложении, поскольку концептуально значимым он не является. Во-вторых, в третьей главе на основе работ Джесси Чейн, Сергея Мешавкина, Ильи Трегубова формулируются базовые принципы редизайна как метода модернизации визуального облика издания. Предметом ВКР заявлен редизайн, и в данном разделе речь идет как раз о его основополагающих принципах. Такому материалу место в теоретической главе, в обзоре мировых и отечественных подходов к редизайну. Остается непонятным, почему автор выделил именно эти имена в отдельный, завершающий раздел ВКР. При этом материал параграфа вовсе не является «мануалом», как его характеризует сам автор. Там именно фундаментальные принципы, напрямую связанные с материалом первой главы, но почему-то рассматриваемые отдельно. Также стоит отметить небрежность в определении автором методологии исследования. В работе отсутствует заявленный автором контент-анализ, анализ рынка и сравнительно-исторический подход к исследованию. Автор небрежен и в оформлении текста диссертации: отсутствуют формулировки глав, формулировки параграфов грешат публицистическим стилем («Чем завершился редизайн «Звезды»). Также нарушены формальные требования к структуре ВКР - Глава 3 состоит из одного параграфа. Отмеченные недостатки сильно снижают впечатление от работы, и несколько снижают уровень квалификации автора диссертации в глазах рецензента. В целом же предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки в случае успешной защиты. Рецензент: Кандидат культурологии, доцент Кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ СПбГУПТД Высоцкий Вадим Борисович