Рецензия на магистерскую диссертацию Скоковой Натальи Андреевны «ПРОДВИЖЕНИЕ КОМПАНИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ОНЛАЙН И ОФФЛАЙН СРЕДЕ (на примере ООО «ЭКватор-тренинг»)» Н. рук. – Шишкин Дмитрий Павлович, канд. филос. наук, доцент Направление подготовки – Реклама и связи с общественностью Профиль – Стратегические коммуникации в связях с общественностью и рекламе Тема продвижения сферы образовательных услуг последнее время вызывает значительный интерес, как в профессиональной литературе, так и в практической деятельности специалистов по связям с общественностью. В этом плане тема диссертации Скоковой Н.А. является актуальной, тем более, что выбор объекта и предмета исследования (объект - «коммуникационная деятельность в продвижении сферы образовательных услуг» и предмет - «стратегии и инструменты коммуникации компании в сфере дополнительных образовательных услуг») явно направлен на достаточно малоизученную проблематику продвижения дополнительных образовательных услуг (как в сфере высшего образования, так и в сфере коммерческих центров), в частности, тренингов. Именно проблематика «раскрутки» тренингов представляется наиболее выигрышной и актуальной. Таким образом, несомненна актуальность темы; вполне обоснован выбор объекта и предмета исследования. О значимости практического применения исследования Скоковой Н. А. говорит тот факт, что большинство предложений и рекомендация автора уже приняты к реализации в организации. Более того, на наш взгляд, возможно создание некоего методического пособия, позволяющего организациям, работающим в сфере дополнительного образования оптимизировать каналы и формы продвижения данных услуг. Вполне логична и обоснована структура диссертационной работы, которая полностью соответствует поставленными целями и задачами. Во введении автор работы определяет ее актуальность, объект, субъект, предмет, цели, задачи, а также теоретическую и эмпирическую базы исследования. Особо обратим внимание на обоснование актуальности предложенной темы исследования, а также обоснование выбора субъекта. В первой главе автор работы детально рассматривает сферу образовательных услуг, приводит классификации разных источников и изучает основные факторы, которые определяют функционирование компании в данной отрасли. Особенно стоит отметить глубокий анализ имеющихся подходов разных экспертов в области изучения сферы образовательных услуг. Вторую главу автор работы посвятил комплексному анализу стратегий и инструментов продвижения образовательных услуг, более того, в своей работе автор сопоставил результаты теоретического анализа со спецификой исследуемой отрасли, что позволило определить наиболее оптимальные коммуникационные стратегии и инструменты (они в полной мере были использованы в практической части работы). Третья глава посвящена анализу коммуникационной деятельности компании, функционирующей в сфере образования, с описанием результатов исследования, на основании которых далее предлагаются собственные проекты и рекомендации по продвижению. Особого внимания заслуживает тот факт, рекомендации автора носят не только вполне обоснованный характер, но являются реалистичными, отражающими потенциал и возможности исследуемой организации. Обращаем также внимание на комплексный характер анализа: предложенные мероприятия и проекты дополняют и усиливают друг друга, создавая тем самым синергетический эффект. Как указывает автор, заключение содержит в себе «итоговые выводы по теоретической и эмпирической базам диссертационной работы, которые применимы к деятельности исследуемой организации». Отметим, что данные выводы и предложения являются достаточно универсальными (хотя и конкретными для ООО «ЭКватор-тренинг») и могут быть использованы в организациях, специализирующихся на данном виде образовательных услуг. Весьма объемные и содержательные приложения демонстрируют как авторскую методику и результаты проведенных Скоковой Н. А. исследований (материалы экспертных интервью, аудит внутренних коммуникаций, конкурентный анализ, базу Интернет-порталов), так и образцы информационных материалов о специальных мероприятиях компании «ЭКватор», многие из которых являются разработками автора диссертационной работы. Список литературы включает в себя 92 источника. Включенные работы позволяют говорить о том, что автором основательно изучена имеющаяся теоретическая база исследования, в списке содержатся как работы отечественных, так и зарубежных авторов, как труды признанных экспертов в исследуемой области, так и материалы специализированных сайтов, посвященные вопросу продвижению образовательных услуг. В целом, работа производит весьма благоприятное впечатление, поставленные цели и задачи, на наш взгляд, выполнены. Автору удалось продемонстрировать не только знания теоретической литературы по теме исследования, но и собственные аналитические умения и навыки. Как уже отмечалось, предложения и рекомендации, содержащиеся в тексте диссертации, носят обоснованный и реалистичный характер. Работа выполнена в соответствии со всеми нормами и правилами русского языка, насыщена разнообразными синтаксическими конструкциями и обладает высоким лексическим потенциалом. Диссертация стилистически строго выверена и соответствует научному стилю изложения. Оформление работы полностью согласовано с нормами и правилами оформления магистерских диссертаций. Работа не свободна от некоторых недостатков, которые, на наш взгляд, не носят принципиального характера: 1. Фокусирование на определенном виде образовательных услуг (в первую очередь, тренингах) не позволило автору в полной мере рассмотреть иные формы данного вида деятельности, на наш взгляд, не менее важных и способных расширить спектр услуг в сфере образования. Хотя в тексте имеет место анализ классификаций целого ряда образовательных услуг, и их описание присутствует. 2. По-видимому, было бы целесообразным расширить параграф 1.1 описанием основных трендов, проявившихся в отечественной и мировой практиках, в сфере продвижения образовательных услуг. В целом, диссертационное исследование Скоковой Н.А. соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам данного типа, заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент - Кандидат технических наук, доцент кафедры связи ________________/Гаркуша В.Н./ с общественностью СПбГЭУ «ЛЭТИ»