ОТЗЫВ рецензента о магистерской диссертации МОЙСЕЮК Полины Константиновны «Кризисные коммуникации в сфере фармацевтики» Представленная к защите магистерская диссертация П К. Мойсеюк посвящена изучению кризисного реагирования и эффективности его коммуникационного измерения в фармацевтической сфере на примере зарубежных фармацевтических компаний-гигантов, таких как Big Pharma с годовым доходом, который исчисляется миллиардами долларов (Pfizer, Novartis, Sanofi, всего около 30 компаний) Специфика фармацевтического рынка определяется тем, что он крайне устойчив, не подвержен влиянию экономической турбулентности в отличие от таких уязвимых сфер, как, например, некоммерческий сектор, поскольку стабильный спрос на лекарственные препараты не зависит от подъемов и спадов в экономике и. помимо сказанного, фармацевтический рынок обладает лоббистским потенциалом. Коммуникационный аспект в фармацевтической отрасли обладает высоким кризисогенным потенциалом, поскольку каждый препарат обладает рядом побочных эффектов и сделать рынок лекарственных средств полностью безопасным невозможно. Изучение кризисных коммуникаций субъектов фармацевтического рынка, избранные в качестве объекта исследования на предмет эффективности кризисного реагирования в условиях экономического спада и отечественного тренда на импортозамещение лекарственных препаратов определяет безусловную актуальность данной работы. Диссертантка П. К. Мойсеюк цель исследования видит в выявлении общих стратегий и тактик реагирования на кризис бизнес-субъектов (фармацевтических компаний) определении специфики фармотрасли на зарубежном рынке. П. К. Мойсеюк решила рад задач, среди которых наиболее существенными в концептуальном и практическом аспектах является анализ кейсов кризисных коммуникаций фармацевтических компаний Pfizer, Bayer, Servier, GlaxoSmithKline; SWOT-анализ фармацевтической отрасли. Для достижения поставленных задач в магистерской диссертации П. К. Мойсеюк применила метод мониторинга значительной базы СМИ (The Guardian, The Independent, The New York Times, Forbes, Daily Mirror, The Washington Post, New York Post, Wall Street Journal, Reuters, The Sun, The Daily Mail, Daily Telegraph, Financial Times, Daily Record, City A.M., Daily Star, The Metro, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, РБК Daily.ru, Лента.ру, Газета.ру). Метод мониторинга СМИ проведен скрупулезно и тщательно, что составляет достоинство проведенного исследования П. К. Мойсеюк. Примеренный магистранткой метод кейс-стади кризисных ситуаций «Биг Фармы» (Bayer, Pfizer, Servier, GlaxoSmithKline) представлет немомненную практичекую значимость, а проведенный SWOT-анализ фармацевтической отрасли имеет и теоретические находки: базовые стратегии коммуникаций в условиях кризиса, алгоритмы успешного поведения компаний в кризисных ситуациях, способы завоевания сторонников, преобразования и перестройки организации. . П. К. Мойсеюк показала хорошее владение теоретической базой исследуемой проблемы, выявила и описала типологию кризисов, свойственных только фармацевтическому бизнесу. Что определяет несомненную новизну работы, в которой описаны ошибки коммуникационных стратегий фармацевтических компаний. Вместе с тем работа не лишена ряда технических недостатков. В работе многие внутренние параграфы не вынесены в содержание работы. То существенно затрудняет чтение и соотнесение со структурой работы, имеются многочисленные ошибки пунктуационного и стилистического характера. Ошибки в оформлении списка литературы. Оригинальность авторского текста составляет 87%. В целом магистерская диссертация П. К. Мойсеюк соответствует требованиям, предъявляемым в квалификационным работам данного академического уровня, заслуживает хорошей оценки, а сам автор – присвоения искомой степени магистра. Доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена Г. М. Васильева