РЕЦЕНЗИЯ НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ «СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИЙ ФОРМАТА ТРЦ» ПРЕДСТАВЛЕННУЮ ГРИГОРЬЕВОЙ ЕКАТЕРИНОЙ ЮРЬЕВНОЙ (МАГИСТРАТУРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ СПБГУ, ПРОФИЛЬ «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ В РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯХ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ») Диссертация Екатерины Юрьевны Григорьевой представляет собой научно-практическое исследование, посвященное важной и актуальной теме, обладающее на сегодняшний день практической и теоретической значимостью. Актуальность избранной темы сомнений не вызывает. С одной стороны, она обусловлена тем обстоятельством, что организация специальных мероприятий и шире, event-management, в настоящее время превращаются в один из важнейших инструментов маркетинговых коммуникаций политических и бизнес субъектов. Специальные события и мероприятия – деловые, образовательные, рекреационные развлекательные – способны вовлекать различные целевые аудитории, снимать коммуникационные барьеры и обеспечивать формирование имиджа и репутации базисных субъектов PR даже тогда, когда недостаточно эффективно работают иные инструменты – традиционные медиарилейшнз или продвижение в социальных сетях. И этом плане обращение автора рецензируемой диссертации к проблематике увязки специальных мероприятий с продвижением в формате digital представляется современным и обоснованным. С другой стороны, актуальность работе придает и тот факт, что в качестве базисного коммуникационного субъекта избраны торгово-развлекательные центры (компании формата ТРЦ, как их называет автор). Компании такого рода – относительное новое явление в российском торговом бизнесе. Они сочетают в себе потенциал многопрофильных торговых центров и площадок, где возможна организация досуговых мероприятий, проведение семейного отдыха. В миллионниках и крупных городах эти центры стали появляться не более десятилетия назад, теперь компании такого типа получают распространение в среднекрупных и средних городах. И исследование коммуникационных и маркетинговых инструментов продвижения таких компаний представляет особый интерес. Таким образом, можно сделать вывод, что тема рассматриваемой работы актуальна и обладает практической значимостью. В качестве цели исследования автор выделяет выявление специфики организации и проведения специальных мероприятий в системе коммуникаций компаний формата ТРЦ. Анализ представленного текста позволяет прийти к выводу о том, что данная цель в целом достигнута. Автор последовательно решает задачи выявления основных характеристик событийной коммуникации, определяет специфику исследуемых объектов и далее проводит эмпирический анализ коммуникативных потоков трех конкретных торгово-развлекательных центров, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Структура диссертационной работы логична, подчинена достижению целей и задач исследования. Содержание диссертации раскрывается в двух главах, введении и заключении, а также ряде информативных приложений. Композиционная структура диссертации соответствует логике решения задач, которые определены во введении. Во введении обосновывается тема магистерского исследования, дается характеристика его актуальности, описывается степень разработанности проблемы, осуществляется постановка цели и задач работы, определяются ее объект и предмет, описывается методология исследовательского поиска. В первой главе автор рассматривает различные подходы к категориям событийного PR и ивент-маркетинга. Полезным можно считать тот раздел в первой главы, где описывается типология специальных мероприятий. Далее автор переход к анализу собственно компаний формата ТРЦ, описывает их специфику, делая акцент на их досуговую деятельность. В четвертом параграфе первой главы специальные мероприятия рассматриваются как технология продвижения торгово-развлекательных центров. Особый интерес представляет вторая, практическая глава диссертации. Здесь автор на основании оригинальных методологических и методических инструментов проводит анализ событийной коммуникации трех торгово-развлекательных центов – ТРК «Питер Радуга», ТРК «Лето», ТРЦ «Галерея». Как сильную сторону эмпирической главы следует отметить то, что автор рассматривать событийные коммуникации торгово-развлекательных комплексов, направленных на принципиально разные целевые аудитории. Тогда как ТРК «Питер Радуга» и ТРК «Лето», расположенные в т.н. «спальных районах», рассчитаны на петербуржцев, проживающих на прилегающих территориях, ТРЦ «Галерея», практически соседствующий с Московским железнодорожным вокзалом, в качестве целевой аудитории имеет, скорее всего, приезжих. В качестве сильной стороны эмпирического анализа также следует отметить и то, что автор использует разные методы работы с информацией – от наблюдения до мониторинга коммуникации в социальных сетях. Сформулированные в заключении выводы и рекомендации являются в целом обоснованными. При общей позитивной оценке диссертационного исследования Екатерины Юрьевны Григорьевой, оно не свободно от ряда слабых мест и недостатков. К числу наиболее существенных из них отнесем следующие. Во-первых, вызывает недоумение тот факт, что автор не уделил должного внимания рассмотрению одного из двух базовых понятий своего исследования – торгово-развлекательному комплексу как субъекту коммуникаций. В тексте работы в концентрированном виде отсутствуют анализ стейкхолдеров ТРЦ, его базовых каналов коммуникации, параметров эффективности коммуникации. Также неясно, почему, рассматривая ТРЦ автор уделяет столько места досуговой составляющей их деятельности, фактически оставляя за пределами анализа все остальные составляющие. В результате страдает логическая целостность работы. Во-вторых, остается неясным, какими методами пользовался автор, изучая онлайн коммуникации своих эмпирических объектов. Во введении написано, что эмпирическую базу исследования в том числе составляют «публикации в социальных медиа, а именно-официальные группы Вконтакте, Youtube и Instagram страницы ТРЦ, а также официальные сайты ТРЦ». В современной практике существует достаточно широкий спектр методов анализа интернет коммуникаций, связанных с Веб-аналитикой. Однако, автор не использует их значительную часть, ограничиваясь по существу лишь первичными описаниями. В-третьих, вызывает вопросы авторская трактовка категории коммуникации. Так на стр. 22 автор пишет: Коммуникация-это прежде всего средство связи любых объектов материального и духовного мира, которая выступает посредником между людьми в деле обмена индивидуальной и общественно осознанной информацией. Также, коммуникация осуществляет процесс передачи сведений и обмен данными, с целью воздействия на общество, его ценности и нормы, органы власти и т.д.» Такое понимание коммуникации представляется по меньшей мере неточным, если не сказать больше. Видимо, определяя эту важнейшую категорию, стоило сослаться на какого-либо авторитетного автора. Также в работе присутствуют стилистические погрешности. Однако вышеприведенные замечания не сказываются принципиальным образом на в целом позитивной оценке рецензируемой работы. Таким образом можно сделать вывод, что магистерская диссертация Е. Ю. Григорьевой «СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИЙ ФОРМАТА ТРЦ» выполнена на актуальную тему, самостоятельна, в ней содержится интересное решение важной научно-практической задачи. отличается научной новизной и практической значимостью. Она соответствует требованиям, применяемым к магистерским диссертациям по направлению «реклама и связи с общественностью. Ее автор Е. Ю. Григорьева заслуживает присвоения искомой квалификации. Рецензент, зам директора М.Ю.Смирнов ООО «КСК»