Рецензия на магистерскую диссертацию Грибовой Тамары Тамазовны на тему Айдентика информационных телеканалов в современном медиапространстве Диссертационное исследование Грибовой Т.Т. посвящено достаточно актуальной и даже злободневной теме, связанной с миграцией телевизионного контента в глобальную информационную сеть. Если с трансформацией контента в дигитальные форматы современное телевидение более-менее определилось, то с эффективным присутствием брендов телеканалов на новых платформах наблюдаются явные проблемы и странности. Работа Грибовой Т.Т. именно об этом, и можно считать ее одной из первых попыток осмысления кросс-платформенности современного телевидения. В первой главе «БРЕНДИНГ ТЕЛЕКАНАЛОВ» достаточно показательно исследуются вопросы, связанные с теорией фирменного стиля и комплексом визуальной индентификации телеканалов. Автор подробно рассматривает графические средства привлечения внимания и идентификации (логотипы, цветовая палитра, паттерны, типографика и т.д.), уделяет внимание функциям брендовых элементов в композиционно-графической модели издания. На основе выделенных компонентов идентификации диссертант формулирует критерии для анализа брендинга телеканалов во второй главе.. Во второй главе «АЙДЕНТИКА В ЭФИРЕ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ» диссертант рассматривает идентификаторы в студийном оформлении каналов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78». В главе третьей - «АЙДЕНТИКА РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В СЕТИ» - подробно представлена репрезентация брендовых идентификаторов на сетевых платформах – на официальных сайтах телеканалов и на страницах социальных сетей. Следует отметить достаточно высокий уровень методологической и теоретической компетентности диссертанта. Это сказалось прежде всего в междисциплинарной теоретико-методологической базе исследования, которую составили не только классические работы по эстетическим аспектам фирменного стиля, но и работы по семиотической интерпретации бренда (при этом все источники нашли отражение в тексте работы). Можно признать заслугой автора создание комплексной методологии на стыке графического дизайна, семиотики и маркетинговых коммуникаций. Другим содержательным достоинством представленного исследования является его высокая практическая значимость, точнее - применимость. При все актуальности подобной экспертизы мы видим крайне мало осмысленных, точных методик оценки присутствия медиабренда в интернет. Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет примеров системного подхода к оценке соответствия значений бренда на различных сетевых платформах. Предлагаемая диссертация не лишена недостатков. Во-первых, есть вопросы к концептуальной логике исследования: несколько необоснованными представляются итоговые выводы диссертации, которые касаются несоответствия сетевых репрезентаций телеканалов фирменному стилю, прописанному в брендбуке. Данное несоответствие оценивается экспертом (диссертантом) негативно, как ошибка маркетинговой стратегии. Однако причина такого умозаключения – пренебрежение аудиторным фактором в разработке дизайна исследования. Второе замечание касается небрежности автора при оформлении списка литературы. В нем смешаны научные публикации, ссылки на официальные сайты телеканалов и на страницы социальных сетей. Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором диссертации. Текст диссертации раскрывает заявленную тему, логика ВКР и ее структура полностью соответствуют поставленным задачам. Аргументация в тексте работы сопровождается наглядным иллюстративным материалом. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: Кандидат социологических наук, Доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ СПбГУПТД Месяц Вера Александровна