Рецензия на выпускную квалификационную работу Васильевой Елены Николаевны «КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОДВИЖЕНИИ МЕГАПОЛИСА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)» Выбранная Васильевой Еленой Николаевной для исследования тема магистерской диссертации представляется интересной и актуальной. Санкт-Петербург, в 2016 году отмеченный престижной международной премией World Travel Awards как лучшее туристическое направление мира, имеет серьезные планы развития делового туризма. Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в 2011 году, к 2020 году Санкт-Петербург должен войти в 20 ведущих конгрессных городов мира и в 10 конгрессных столиц Европы. Это означает, что число проводимых конгрессно-выставочных мероприятий должно возрасти примерно в пять раз. Реализация данной цели напрямую зависит от понимания, в том числе и прежде всего, от органов государственной власти Санкт-Петербурга, какую роль конгрессно-выставочная деятельность играет в продвижении территории. Работа Васильевой Е. Н. состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка используемой литературы и экспертного интервью. В исследовании органично использованы научная и профессиональная литература, нормативные правовые акты и практические кейсы из области территориального маркетинга. Тема исследования автором раскрыта полностью. Васильева Е. Н. проводит детальный разбор маркетингового и брендингового подходов к продвижению территории, давая определения таким базовым понятиям, как маркетинг территории, брендинг и бренд территории. На стр. 26 автор справедливо заключает: «Брендинговый подход в сравнении с маркетинговым большее внимание уделяет эмоциональной составляющей отношения целевых аудиторий к территории и призван создавать дополнительную, нематериальную ценность в глазах стейкхолдеров». Васильева Е. Н. подробно разбирает типологию конгрессно-выставочных мероприятий, анализируя «Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» и Национальный стандарт «Конгрессная деятельность. Термины и определения». Успешной представляет попытка Васильевой Е. Н. синтезировать и обосновать определение конгрессно-выставочной деятельности (стр. 35). Достоинство и новизна работы заключается в рассмотрении всего комплекса направлений конгрессно-выставочной деятельности мегаполиса на примере Санкт-Петербурга, таких как: проведение конгрессно-выставочных мероприятий на территории города, привлечение ротируемых событий в дестинацию, участие мегаполиса в конгрессно-выставочных мероприятиях, проводимых за пределами его территории. Исследование носит комплексный характер, так как затрагивает все технологии формирования имиджа мегаполиса, реализуемые посредством конгрессно-выставочной деятельности. Автор подробно разбирает и дает оценку потенциалу использования инструментов связей с общественностью, рекламы, брендинга и пр. Особого внимания заслуживают выводы по влиянию конгрессно-выставочной деятельности на упоминания мегаполиса в традиционных и социальных медиа, полученные посредством анализа с помощью системы автоматического мониторинга СМИ «Медиалогия» (стр. 59-64) и системы автоматического мониторинга социальных медиа IQBuzz (стр. 66). Следует отметить также разбор практик нестандартных коммуникаций мегаполиса в рамках конгрессно-выставочных мероприятий, незаменимых в условиях ограниченного бюджета на продвижение территории (стр. 84-86). Выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что «конгрессно-выставочная деятельность является мультиформатом, в рамках которого применимы основные технологии продвижения мегаполиса, а синергия инструментов способна многократно усиливать стратегический посыл территории» (стр. 3-4), подтверждена в ходе исследования. Вместе с тем, могут быть высказаны некоторые рекомендации по рецензируемой работе. Так как Санкт-Петербург относительно недавно продвигается как конгрессно-выставочная дестинация, полезно было бы включить в исследование оценку его сильных и слабых сторон, рисков и возможностей территории. Практику продвижения Санкт-Петербурга посредством конгрессно-выставочной деятельности было бы уместно сравнить с опытом других территорий, имеющих схожие географические (например, Скандинавский регион), а также деловые характеристики. Следует отметить, что включение иллюстративного материала позволило бы сделать работу более убедительной. Однако высказанные замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общее положительное впечатление от исследования. В целом магистерская диссертация Васильевой Елены Николаевны представляет собой самостоятельное, логически завершенное исследование, содержащее постановку и разрешение теоретической и практической проблем понятийного аппарата продвижения мегаполиса, а также оценку использования конгрессно-выставочной деятельности для продвижения мегаполиса. В работе отсутствуют фактические ошибки, в том числе в виде использования как действующих, отмененных либо утративших силу нормативных актов. Краткие выводы, содержащиеся в конце работы и в Заключении, логически следуют из излагаемого автором материала, и позволяют получить краткую информацию об основных положениях исследуемого сочинения Васильевой Е. Н. Представленное на рецензию сочинение Васильевой Елены Николаевны выполнено на высоком профессиональном уровне, отвечает требованиям, предъявляемым к сочинениям данного вида, и заслуживает высокой положительной оценки. 19.05.2017 г. И.о генерального директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Конгрессно-выставочное бюро» при Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга к.э.н. Н.В.Серебровская