Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Валиевой Анны Анесовны по теме Редакционный процесс создания инфографики в российских деловых изданиях Объект и предмет исследования, заявленные автором во Введении, полностью взаимосвязаны и соответствуют поставленным целям и задачам. Первая глава предлагаемой диссертации посвящена особенностям редакционного процесса в современном медиапроизводстве, его взаимосвязи с бизнес-процессами и изменениям в подготовке журналистского материала под влиянием экономического кризиса. Рассмотрены основные изменения в структуре медиахолдингов и динамике информационного рынка, влияние дигитализации на структуру редакции. Также рассматриваются жанровые и коммуникативные особенности инфографики, современные подходы и тенденции в ее проектировании, роль инфографики в деловых изданиях. Автор демонстрирует отличное знание технологических особенностей современного редакционного производства и принципов дизайн-проектирования инфографики. В целом можно согласиться с авторским пониманием тенденций в редакционном процессе, Углубляя свое исследование, во второй главе автор диссертации обращается к анализу редакционного процесса создания инфографики в российских деловых изданиях. В качестве объекта эмпирического исследованяи избраны три редакции – газет «Ведомости» и «Деловой Петербург», а также журнала «РБК». В главе присутствует анализ тематических, типологических, структурных особенностей инфографики в данных изданиях, но основное внимание уделено процессу разработки инфографических продуктов и взаимоотношениям сотрудников редакции по ходу их создания. Для понимания этих процессов автор диссертации использует междисциплинарную методологию - глубинное полуструктурированное интервью и структурный анализ редакционных процессов. Вторая глава, без сомнения, является наиболее ценной частью диссертации. Магистрантом предложена достаточно глубокая методика полевых исследований, по результатам которых добываются наиболее актуальные сведения о творческих и организационных аспектах современного медиапроизводства. Следует отметить тщательную продуманность предложенной автором экспертизы, в которой все источники сведений (наблюдаемые процессы и ответы респондентов) связаны единой системой критериев. Предложенная автором модель редакционных процессов при создании инфографики вполне соответствует результатам интервью и наблюдений. В результате автору диссертации удалось создать ясное представление о сущности современных подходов к дизайн-проектированию инфографики в деловых изданиях и, таким образом, можно говорить о полноте раскрытия темы в диссертации. Характеризуя стиль изложения, следует отметить, что магистрант логически достаточно обоснованно выстраивает свою аргументацию, в обобщении наблюдений и формулировке закономерностей демонстрирует достаточную степень объективности и научной точности. В тексте отсутствуют некорректные заимствования из чужих источников и нарушения правил цитирования. В процессе рецензирования были выявлены следующие недостатки. Главный из них – некоторое пренебрежение собственно дизайнерским аспектом проектирования инфографики. В исследовании внимание сосредоточено преимущественно на редакционных процессах и менеджменте. В принципе так и заявлено в задачах и предмете исследования, но тогда остается непонятным – зачем автору понадобился анализ тематики и структуры инфографики российских деловых изданий во второй главе? Этот параграф («Инфографика как вид журналистского материала») так и остался без связи с последующими. Возможно, стоило все-таки сравнить субъективные представления дизайнеров о том, как нужно проектировать (результаты интервью), то, что они реально делают (наблюдение редакционных процессов) и то, что у них получается как итоговый продукт (анализ инфографических публикаций). Дизайнер может планировать определенный подход и продукт, затем переключиться на другой подход и в итоге создать не тот продукт, что планировал в начале. Такой анализ был бы особенно ценен как показатель способности редакционного коллектива в принципе контролировать процесс разработки – а то, возможно, сформулированная магистрантом на основе интервью модель на практике работает и не так чисто. Второе замечание касается разработанных диссертантом рекомендаций на основе предложенной редакционной модели. Бросается в глаза их вторичный характер, они слишком универсальны и применимы к любой сфере проектирования, не только к инфографике. Практическая значимость ВКР могла бы быть выше, если магистрант более ответственно отнеслась к эмпирическим выводам из полученных результатов, потенциал которых значительно богаче и глубже, чем сформулированные ею несколько рекомендаций общего характера. Отмеченные недостатки не подвергают сомнению ценность исследовательской работы, проделанной автором. Предлагаемое исследование соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по профилю "Медиадизайн" и заслуживает положительной оценки. Рецензент: кандидат филологических наук, доцент кафедры ЖиМСМИ СПбГУПТД Васильева Марина Геннадьевна