ОТЗЫВ рецензента о магистерской диссертации А. И. Преженцовой «Продвижение некоммерческих организаций в онлайн и оффлайн среде» Представленная к защите магистерская диссертация А. И. Преженцовой общим объемом 112 страниц состоит из 3 глав и приложений. Несмотря на тот факт, что в современной России деятельность НКО подверглась существенным трансформациям, третий сектор экономики способен серьезно воздействовать на государственные институты, способствуя вынесению на общественное обсуждение ряда социально значимых проблем. Несомненно, что это связано с PR-деятельностью некоммерческих субъектов с ключевыми стейкхолдерами. В связи с этими обстоятельствами потенциал PR-инструментов для НКО в современных условиях весьма актуален, поскольку еще не описан не до конца изучен в силу специфики сектора и отсутствия точных алгоритмов продвижения, как отмечает автор диссертации, что и определяет несомненную актуальность проведенного А. И. Преженцовой исследования. А. И. Преженцова поставила цель — описать и проанализировать актуальные PR-инструменты для продвижения НКО в онлайн и оффлайн среде, взяв в качестве примеров российские НКО: Ассоциацию выпускников СПбГУ; Ресурсный центр НКО СПб; Благотворительный фонд «Теплый дом»; Общественную организацию «Ночлежка»; Благотворительный фонд «Нужна помощь». А. И. Преженцова посчитала важным в исследовании выявить специфику работы НКО в современных российских условиях, а именно определить актуальные задачи и перспективы развития PR-деятельности НКО в России; выявить основных стейхолдеров НКО и определить степень их влияния; предложить свои рекомендации для продвижения НКО в онлайн и оффлайн среде. Выбрав в качестве объекта исследования PR-деятельность некоммерческих организаций на предмет изучения инструментария PR-продвижения в онлайн и оффлайн среде, А. И. Преженцова продемонстрировала профессиональное владение научно-практическими методами: в диссертации представлены экспертное интервью; неструктурированный анализ законодательных актов, уставов НКО; мониторинг материалов информационных агентств, печатных СМИ, ТВ и радио, интернет-порталов в период 2014-2017 гг.; мониторинг социальных медиа; анализ контента НКО в социальных сетях (ВКонтакте, Facebook, Instagram, YouTube); анализ 6 кейсов PR-кампаний российских НКО онлайн и оффлайн за 2014-2017 гг., что составляет доказательную базу и доказывает достоверность полученных диссертанткой выводов. Диссертация выполнена на солидной теоретико-методологической базе в области теории коммуникаций, исследования по технологиям PR и маркетинга, описания PR и маркетинга некоммерческих проектов, социального PR (список использованной и учтенной литературы насчитывает 70 позиций, содержит безусловною новизну в описании PR-деятельности НКО в новых социально-экономических условиях. Первая глава «НКО как особый тип организации» посвящена анализу НКО как структуре и условиям развития некоммерческого сектора в России. Во второй главе «PR-деятельность НКО: современные форматы и тренды» определены основные особенности и современные тенденции развития PR-деятельности НКО. В третьей главе «Технологии продвижения НКО» анализируются основные технологии продвижения НКО в онлайн и оффлайн среде на примере российских НКО, представлена интерпретация результатов экспертных интервью. Диссертация содержит ценный эмпирический материал, который может быть использован в теоретических и практических целях, написана хорошим русским языком. Результаты и теоретические положения диссертации апробированы в статьях и тезисах научно-практических конференций. В ходе знакомства с текстом магистерской диссертации возник ряд вопросов уточняющего характера, нисколько не умаляющих достоинств проведенной исследовательской работы: 1. Чем автор может объяснить столь разнородный выбор субъектов НКО для исследования? 2. Выявлены ли общие тенденции в PR-деятельности по продвижению НКО вне зависимости от их специфики или нет? 3. Ослабло ли влияние НКО в связи со введением новых законодательных инициатив? Общий вывод: магистерская диссертация А. И Преженцовой «Продвижение некоммерческих организаций в онлайн и оффлайн среде» соответствует требованиям, предъявляемым научным исследованиям такого уровня, заслуживает высокой положительной оценки, а сам автор заслуживает присвоения искомой академической степени магистра. Оригинальность авторского текста магистерской диссертации составляет 94%. Доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена Г. М. Васильева