Рецензия на магистерскую диссертацию Сучковой Евгении Николаевна «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КОММУНИКАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ» Н. рук. – Шишкин Дмитрий Павлович, канд. филос. наук, доцент Направление подготовки – Реклама и связи с общественностью Профиль – Стратегические коммуникации в связях с общественностью и рекламе Проблематика корпоративной социальной ответственности в настоящее время является одной из наиболее обсуждаемых тем в специализированной литературе по целому ряду направлений: менеджмент, маркетинг, юриспруденция, коммуникативистика, социология и т. д. С другой стороны, коммуникационные агентства как объект и субъект бизнес-взаимоотношений также вызывают пристальный интерес исследователей, поскольку эксперты называют их «локомотивами профессиональной деятельности». Объединенная проблематика «корпоративной социальной ответственности» и «деятельности коммуникационных агентств» является весьма значимой в теоретическом и практическом плане. Таким образом, актуальность работы Е. Сучковой не вызывает сомнения. Как справедливо указывает автор, «коммуникационная отрасль развивается настолько стремительно, во многом благодаря технологиям, что агентства сегодня большим образом сосредоточены на внедрение новых, усовершенствованных инструментов в их деятельность. Вместе с тем, существующие нормативно-правовые акты и иные документы не всегда в полной мере покрывают разрастающееся поле бизнес-коммуникаций. Очевидным в таком случае становится вопрос о поиске ценностных и профессиональных ориентиров для коммуникационных компаний, которые бы также служили паттерном при оценке репутации самого специалиста по рекламе и связям с общественностью». Данное положение Е. Сучковой фактически доказывает практическую значимость работы, которая (значимость) заключается в попытке автора охарактеризовать оптимальную модель социальной ответственности коммуникационных агентств. Вполне стройна и логична структура работы. Во введении автор достаточно корректно обосновывает актуальность работы, объект и предмет исследования, его цель и задачи (они соответствуют структуре магистерской диссертации). Автор также подробно описывает теоретическую и эмпирическую базу работы. В первой главе Е. Сучкова успешно предпринимает попытку максимально подробно рассмотреть принципы функционирования коммуникационных агентств в России, дает авторское определение коммуникационного агентства, а также, используя признанные в науке классификации, ранжирует стейкхолдеров коммуникационного агентства по их значимости для рассматриваемого бизнеса. Особо стоит обратить внимание на компоненты деловой репутации коммуникационного агентства, которые Е. Сучкова также систематизирует в соответствии с их значимостью для заинтересованных сторон. Вторая глава посвящена основам КСО коммуникационных агентств. Здесь автор рассматривает принципы социальной ответственности, а также справедливо обращает внимание на те документы, которые призваны регулировать отечественный коммуникационный бизнес. По мнению Е. Сучковой, они становятся базой для формирования социальной ответственности коммуникационных агентств. Третья глава представляет собой самостоятельное исследование коммуникативных практик коммуникационных агентств в данном направлении. Приводятся результаты анализа сайтов коммуникационных агентств и материалы экспертных интервью. На основе данного анализа сделана попытка выделения актуальных тенденций в области КСО коммуникационных агентств. В заключении приводятся основные выводы и авторские рекомендации, которые, несомненно, представляют теоретический и практический интерес. В списке литературы приводятся источники как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные проблематике корпоративной социальной ответственности в целом и ответственности коммуникационного бизнеса, в частности. В целом, работа производит весьма благоприятное впечатление, поставленные цели и задачи, на наш взгляд, выполнены. Автору проявил себя зрелым исследователем, ему удалось продемонстрировать не только знания теоретической литературы по теме исследования, но и собственные аналитические умения и навыки. Особого внимания заслуживают рекомендации и предложения, содержащиеся как в основном тексте работы, так и в заключении. Е. Сучкова демонстрирует высокую грамотность, умение сказать о сложных проблемах доступно, при этом не отступая от норм и правил научного стиля. Работа не свободна от некоторых недостатков, которые, на наш взгляд, не носят принципиального характера: 1. Наблюдается некоторый дисбаланс в объеме основных структурных единиц диссертации. Так, объем третьей главы соотносим с объемом первых двух частей работы. Возможно, было бы целесообразно объединить первую и вторую главу диссертации. При этом диссертация ничего не потеряла бы от такого объединения. 2. По-видимому, было бы целесообразно и показательно включение в работу кейсов в области социальной ответственности коммуникационных агентств (использование метода кейс-стади). Это позволило бы более наглядно продемонстрировать значимость теоретических посылок и практических рекомендаций автора. В целом, диссертационное исследование Сучковой Е. соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам данного типа, заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент - Кандидат технических наук, доцент кафедры связи ________________/Гаркуша В.Н./ с общественностью СПбГЭУ «ЛЭТИ»