РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки бакалавриата Института философии Санкт-Петербургского государственного университета Кондраниной Анны Владимировны «ИСКУССТВО МОДЕРНА В КУЛЬТУРЕ ГЕРМАНИИ XIX-XX СТОЛЕТИЙ» Выпускная квалификационная работа Кондраниной Анны Владимировны посвящена рассмотрению феномена модерна в культуре Германии XX-XIX вв. – явлению безусловно сложному, многоаспектному, сохраняющему высокий потенциал для исследования и к сегодняшнему дню, поэтому актуальность представленной работы вполне очевидна и достаточна. Стоит сразу отметить, что формулировка темы исследования представляется мне слишком объемной для того, чтобы уделить сколько-нибудь существенное внимание такому явлению в достаточном количестве аспектов и срезов. Однако Анна Владимировна во Введении сужает предметную область своего исследовательского интереса до архитектурно-вещного аспекта эпохи модерна в Германии, что представляется рациональным исследовательским шагом. Необходимо, правда, признать относительную неудачу такого хода, поскольку фактически при чтении работы, основанной, кстати говоря, на достаточном количестве источников, большинство из которых – источники на немецком языке, не удается установить, на чем сосредоточен автор: на выявлении ли культурологического аспекта трансформаций описанного периода, на искусствоведческом, описательном подходе к изучаемому явлению, на аспектах жизнеописания отдельных персоналий из предлагаемого контекста, на иллюстрациях или архитектуре, социально-политическом фоне изучаемого периода или публицистичности собственного слога. Разумеется, почти все упомянутое – вполне релевантные подходы, если не исчерпывающие, то взаимодополняющие картину, с которой работает исследователь той или иной тематики. Однако, несмотря на обширность подтем, которые заявляет в структуре работы Анна Владимировна, по прочтении текста складывается впечатление некоторой легковесности подхода к предмету, поскольку актуальные черты избранной тематики А.В. Кондраниной называются, но не анализируются, оставаясь на уровне выстраивания методологии во Введении, заголовка параграфа, содержательно раз за разом организованного в форме описания и пересказа, не снабженного каким-либо выводом либо указанием на дальнейшую логику движения и разработки темы. Формально работа структурирована, серьезных претензий к ее оформлению не имеется, за исключением некоторых упущенных выдержек и цитат (отсутствуют ссылки). Существенных огрех в оформлении также не выявлено, в то время как сам язык работы, пожалуй, нуждается в большей наукообразности, содержание же – в ясно читаемой логике автора. В целом работа производит впечатление слабо выстроенной, не содержащей явных выводов, позволяющих положительно оценить степень реализации задач, поставленных автором во Введении; кроме того, особенно заметно, что имея навык работы с источниками, Анна Владимировна при должном количестве времени, уделенном работе, вполне могла бы продемонстрировать владение ожидаемыми квалификационными навыками в работе с темой, что придало бы ее работе большей выдержанности, логичности, рациональности, теоретической содержательности. В связи с изложенным считаю необходимым заключить, что работа Кондраниной Анны Владимировны «ИСКУССТВО МОДЕРНА В КУЛЬТУРЕ ГЕРМАНИИ XIX-XX СТОЛЕТИЙ» соответствует минимальным формальным требованиям, предъявляемым к подобного вида работам, и может быть зачтена в качестве выпускной квалификационной работы на удовлетворительном уровне. Рецензент старший преподаватель кафедры русской философии и культуры к.культурологии Коленько С.Г.