ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Институт философии Кафедра философии и культурологии Востока Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Ошкаевой Марии Александровны на тему «Связь астрономии и ритуала западной Хань (206 до н.э. – 9 н.э.)», выполненной по специальности – 033000 «Культурология», специализация – «Китайская культура» Работа Марии Александровны посвящена одной из достаточно интересных тем, как древней истории Китая, так и всей традиционной китайской культуры, в целом. Действительно, связь ритуальных действий с астрономическими наблюдениями и календарными исчислениями является достаточно хорошо известным феноменом традиционной культуры имперского Китая. Существовали вполне устойчивые представления о структурном соответствии устройства Неба и Земли, наиболее общим выражением которого была концепция «девяти небесных полей» и «девяти земных областей». Кроме того, хорошо известно, что значительная часть императорских жертвоприношений были связаны с астральными объектами. Не менее важным аспектом связи ритуала и астрономических наблюдений была концепция знамений, частью которых были, например, кометы. Также, поскольку существовал годовой цикл обязательных ритуалов, совершаемых правителем, астрономические наблюдения также влияли и здесь, поскольку на основании их составлялся календарь, а, кроме того, конкретные небесные явления были знаком смены времен года. Важной частью работы Марии является сопоставление астрономических и ритуалистических глав двух важных текстов эпохи Западная Хань – «Исторических записок» Сыма Цяня и «Хуайнань-цзы». В этих главах в систематической форме изложены представления о небесном устройстве, характерные для той эпохи, а также дана регламентация ритуалов. Сопоставление этих глав помогло выявить некоторые интересные расхождения во взглядах их авторов и, одновременно, еще раз установить, что, в целом, система представлений о небесном устроении и о ритуальных действиях, связанных с конкретными небесными объектами, в этих двух трактатах схожа, и они отражают характерные представления эпохи. Мария Александровна проявила себя как весьма старательный студент, а также постоянно контактировала и консультировалась с научным руководителем. Интерес к астрономической тематике Древнего Китая у Марии Александровны проявился с самого начала учебы и она не оставляла эту тему в течение всех четырех лет бакалавриата. В целом, как научный руководитель я оцениваю качество выполненной работы достаточно высоко и полагаю, что, не смотря на, несомненно, присутствующие в работе недочеты, она вполне заслуживает положительной оценки. Отзыв составил ст. преп. кафедры философии и культурологии Востока СПбГУ к.филос.н. Зельницкий А.Д.