ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Екатерины Витальевны Васильевой «Проблема “ценностного центра” в художественном мире А. П. Чехова» О Чехове написано много. Он принадлежит к тому небольшому кругу классиков, которого минула пора санкционированного забвения или умалчивания. Поэтому литература о Чехове огромна. В последние десятилетия интерес к Чехову особенно велик — и среди отечественных, и среди зарубежных ученых. Эта ситуация, скорее, усложняет положение автора студенческой работы, чем помогает молодому исследователю. Непросто сориентироваться в море научной литературы, представляющей различные методологические подходы, трудно найти среди чеховского наследия, да и в чеховедении, такой аспект, который отличался бы бесспорной новизной. Такая ситуация характерна не только для Чехова, но и для других авторов «первого ряда». Значит ли это, что студенту не стоит выбирать классику для выпускной работы? Действительно, надежнее взять пусть не такого яркого автора, но получить гарантированный результат: лакуны в материалы будут очевидны, в результате работы будут введены в научный оборот новые факты или/ и предложена интерпретация текстов, которые ранее не становились предметом специального исследования. А в чеховедении бакалаврская выпускная работа вряд ли сможет внести что-то принципиально новое. Екатерина Витальевна это понимает, но, тем не менее, выбирает для своего исследования прозу Чехова — сложный для жанра квалификационный работы материал. Второй выбор, и быть может, еще более трудный, который совершает Екатерина Витальевна, — выбор аспекта исследования. До недавнего времени представление об объективности анализа в филологической науке довольно устойчиво связывалось с исключением эмоционального поля и вопросов этики из сферы исследования текста. Считалось, что это область критики, непосредственной читательской реакции, но не объект научного изучения. Екатерина Витальевна, напротив, ставит, эти темы в фокус своего исследования. Ее интересует, как представлены в тексте различные этические оценки, чем объясняется их узнаваемо-негативный ряд, каким образом этическая оценка участвует в формировании общего читательского впечатления. Иными словам, она обращается к проблеме взаимодействия этического и эстетического в рецептивном опыте. Закономерным при такой постановке ключевого вопроса становится выбор герменевтически ориентированного литературоведения в качестве методологической базы исследования. Поэтому большое внимание в работе уделяется концепциям М. М. Бахтина. Чтение и осмысление трудов Бахтина тоже непростая для начинающего филолога задача. Но невозможно пойти дальше, не сделав первый шаг, не начав осваивать сложный опыт культурной и научной традиции. Данная работа и есть такой шаг. Наверное, не все, что было задумано, и к чему стремилась Екатерина Витальевна, получилось сделать на этом этапе. Но достоин уважения смелый и честный выбор молодого исследователя — выбор заниматься не тем, что удобно, а тем, что тебе действительно интересно, как бы трудно это не было. Научный руководитель доцент, к. филол. н. И. Э. Васильева