Рецензия на выпускную квалификационную работу Строкан Елены Владимировны по теме: «Категория оценки в детской литературе». Квалификационная работа Строкан Елены Владимировны написана в русле современной лингвистики, предметом исследования являются средства выражения категории оценки. Материалом исследования были выбраны произведения детской литературы на английском языке. В первой теоретической главе автор определяет основные понятия для будущего исследования: формулируется понятие текста, понятие оценки, выделяются критерии, по которым будет произведена дальнейшая классификация категории оценки, описывается лингвистический аспект категории оценки. Для обработки полученных данных автор использует комплексную методику сравнительного анализа по частеречным признакам, применение дефиниционного анализа и метода трансформации дефиниций. Отдельно в работе исследуются случаи возникновения окказиональной оценки. Автор фокусирует свое внимание на литературе, которая адресована непосредственно детской аудитории, обнаруживая тщательное изучение современных исследований в области детской литературы. Во второй практической главе Строкан Е. В. анализирует употребление лексических, морфологических, фонетических и графических средств выражения категории оценки, а также изобразительных средств (антитеза, гипербола, сравнения, олицетворения и эпитеты) в произведениях для дошкольников Дональда Биссета, Беатрис Поттер, Доктора Сьюза и Элизы Ли Кабот Фоллен. Автор приводит статистические данные о преобладании лексических единиц с оценкой в денотате, коннотате и окказиональной оценкой в анализируемых произведениях детской литературы. Автор ставит перед собой задачу не только выявления частотности использования лексических единиц для выражения положительной и отрицательной оценки в исследуемых произведениях, но и частотность употребления общеоценочных и частнооценочных единиц. Следует отметить, что с обеими задачами автор успешно справляется. Наряду с утилитарной и интеллектуальной оценкой, автор исследует средства выражения эмоциональной, этической и эстетической оценки, демонстрируя глубокий уровень знаний детской психологии и возрастных особенностей детской аудитории. Хочется отметить высокий уровень выполнения статистического анализа в рамках исследуемой выборки и убедительность результатов, наглядно представленных в виде схем, диаграмм и таблиц. Работа написана хорошим языком, читается легко и с интересом. Поскольку рецензируемая работа является интересным и оригинальным исследованием, то вполне естественно, что у рецензента возникли замечания и вопросы, которые носят дискуссионный характер. 1.Автор ссылается на мнение значительной группы исследователей, не подкрепляя свои утверждения наличием убедительного списка конкретных имен ученых, разделяющих данную точку зрения, например, на стр. 21: «Современные ученые признают, что лексическое значение слова – система, состоящая из неразрывных компонентов…» (Арнольд, 2002); на стр. 23:«…большинство ученых подробно рассматривают разные способы словообразования, такие как аффиксация и словосложение…» (Колесник, 2008; Сейфулина, 1999 и др.); на стр.52: «Многие ученые считают, что превалирует отрицательная оценка…» (Якушина, 2003). 2. Хотелось бы уточнить, в чем заключается комплексный метод исследования для решения сформулированных задач, упомянутый автором на стр.6. 3. Хотелось бы уточнить, что понимает автор под словом «норма», формулируя рабочее определение оценки на стр. 15: «В данной работе оценка понимается как положительное или отрицательное отношение субъекта к объекту действительности, обусловленное соотнесением его с нормой…». 4. На стр. 50 утверждается, что автор детского стихотворения вкладывает в местоимения оценку на основе принадлежности «мое-твое», которая хорошо осознается детской аудиторией: «Так в произведении “The sly old cat” личное местоимение you выражает положительную оценку, а отрицательную выражают: my, me, I». Далее исследователь приводит следующий отрывок: “I will eat my bread and butter first’ said the Cat, “and then you shall eat the crumbs that are left, Mr. Rat! …. “Now I will pour out my tea,” said the Cat, “and you shall lick up the drops that are left in the milk jug, Mr. Rat; and then I will have some dessert!” said the Cat” (Classic Nursery Tales, 2015: 15-17). Хочется выяснить, на какие источники опирался автор при отнесении данных местоимений к оценочным? 5. При выделении, по мнению автора, пяти глобальных текстовых категорий, имеется ссылка на источники (Папина, 2002), однако отсутствует указание на номер страницы цитируемых источников. Высказанные вопросы и замечания не снижают высокого качества работы Е.В. Строкан, которая представляет собой зрелое и самостоятельное исследование. Содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме. Тема работы полностью раскрыта, структура работы соблюдена и обоснована задачами исследования. В работе Строкан Е.В. отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера, исследованы работы отечественных и зарубежных авторов по заявленной теме, присутствует развернутое обоснование выводов, использована современная литература на бумажных носителях и в электронном виде. Квалификационная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа на Специальном филологическом факультете, и заслуживает положительной оценки. Рецензент - Старший преподаватель кафедры английского языка для факультета психологии СПбГУ, кандидат педагогических наук Батурина Ю.В.