Р Е Ц Е Н З И Я на выпускную квалификационную работу соискателя на степень бакалавра Платоновой Марины Александровны на тему «Дядя Сайлас» Ш. Ле Фаню и традиции готического романа В качестве выпускной квалификационной работы Платонова Марина Александровна представила исследование известного романа Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас» в контексте традиций готического романа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает всего 19 позиций. Платонова М.А. ставит перед собой цель осветить жанровые и художественные особенности готического романа, унаследованные романом Ш. Ле Фаню, и выявить авторские нововведения, внесенные в эту жанровую модификацию романа. Автор данной выпускной квалификационной работы выдвигает такие задачи, как обзор процесса становления готического романа, выделение ключевых художественных особенностей готического романа, приводимых исследователями, анализ романа «Дядя Сайлас» и выделение основных отличий данного романа от традиционного готического романа. Первая глава данной работы «Готический роман: история и жанровые особенности» состоит из четырех параграфов, где автором рассматривается генезис готического романа, его развитие в Викторианскую эпоху, приводится классификация готического романа, выделяются жанровые характеристики готического романа, а также уделяется внимание жизни и творчеству Дж. Ш. Ле Фаню. Следует отметить, что, к сожалению, к первой главе есть претензии: не всегда корректно отражаются места дословного цитирования, и в целом, данный раздел работы выглядит как реферат. Вторая глава «Анализ романа Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас»» производит более благоприятное впечатление. В этой главе, состоящей из пяти параграфов, анализируется сюжет произведения, система персонажей, хронотоп, выделяются художественные приемы нагнетания страха, а также рассматриваются традиции, унаследованные от ранней готической литературы и новаторство Дж.Ш.Ле Фаню. Анализируя роман Дж.Ш. Ле Фаню «Дядя Сайлас», Платонова М.А. выявляет в романе типичные черты, характерные для готического романа, такие как клишированная героиня – беззащитная девушка, подвергающаяся различным преследованиям, наличие в романе тайны, вокруг которой строится сюжет, наличие старинного преступления, наличие замка с различными тайными комнатами, обязательное присутствие в романе героя-злодея. В данной работе также проводится параллель с романом А.Радклиф «Удольфские тайны» и сопоставление героя романа «Дядя Сайлас» с героем «Удольфских тайн» А.Радклиф (Монтони), и с героем «Грозового перевала» Э.Бронте (Хитклиф). Придерживаясь классификации готического романа Э.Биркхед, Платонова М.А. относит роман «Дядя Сайлас» к романам напряжения и необъяснимой тревоги и далее подробно рассматривает то, как Дж.Ш.Ле Фаню применял приемы нагнетания ужаса в своем произведении. В заключении Платонова М.А. приходит к выводу, что Дж.Ш. Ле Фаню вслед за А.Радклиф и Ч.Метьюрином продолжал развивать традиции готического романа, внося в него элементы новизны, и позиционирует его творчество как отражение характера Викторианской эпохи, одновременно рационального и мистического. Что касается замечаний, то кроме вышеуказанного замечания к первой главе, можно добавить еще несколько недочетов. Один из них касается пятого параграфа второй главы «Традиционное в романе и авторские нововведения»: рассуждая о новизне, которую вводит Дж.Ш. Ле Фаню в свой роман, автор данного исследования приводит несколько примеров, к которым также относит рациональное объяснение «сверхъестественных» явлений, а впоследствии пишет, что такой прием уже использовался А.Радклиф. Другой недочет касается опечаток, то есть работа небрежно вычитана. И, кроме того, список использованной литературы мог бы содержать больше позиций, при том, что некоторые работы упоминаются в тексте данного исследования, однако, почему-то не отражены в библиографическом разделе. Обобщая вышеизложенное, следует сказать, что в работе имеется много недочетов, но она, всё же, в минимальной степени соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам соискателей на степень бакалавра. . «_6_»__июня_______ 2017 г. __________________ Горшкова Е.А. Подпись ФИО СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных Я, Горшкова Елена Анатольевна, (фамилия, имя, отчество рецензента) даю согласие на обработку своих персональных данных оператору - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее - СПбГУ), 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9, на следующих условиях: 1. Оператор осуществляет обработку персональных данных исключительно в связи с осуществлением рецензирования и проведения защиты выпускных квалификационных работ обучающихся СПбГУ в целях реализации принципа открытости образовательной деятельности. 2. Перечень персональных данных, передаваемых Оператору на обработку: • Горшкова Елена Анатольевна; • СПбГУ (кафедра иностранных языков для математических факультетов), доцент; • Кандидат филологических наук; • 8(911)749-12-68 и gorshkova.e@gmail.com. 3. Оператор имеет право на обработку персональных данных, то есть совершение, в том числе, следующих действий: обработку (включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных. 4. Данным заявлением разрешаю считать общедоступными, в том числе выставлять в сети Интернет, следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, место работы, должность, ученая степень и звание (при наличии). 5. Обработка персональных данных осуществляется оператором в соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и смешанным способом. 6. Срок действия данного Согласия не ограничен. «_6__»___июня_____ 2017 г. __________________ Горшкова Е.А. Подпись ФИО