РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Погонцевой Анастасии Владимировны по теме Влияние религиозной конверсии на трансформацию социальной идентичности на примере перехода христиан в ислам Актуальность рецензируемой выпускной квалификационной работы Анастасии Владимировны Погонцевой не вызывает сомнений. Ислам на протяжении четырех веков истории России является неотъемлемой составляющей культурного и религиозного ландшафта нашей страны. Более того, российский ислам в его социокультурном воспроизведении значительным образом отличается от ислама стран Азии и Африки. Отдельную проблему социологических исследований составляет вопрос об иноэтнической коверсии в ислам – об обращении в ислам представителей тех народов России, которые традиционно исповедовали православие. В современной отечественной социологии религии в фокусе внимания находится изучение православных и христианских конфессий, проблематика НРД. Процессы возрождение исламской идентичности, религиозной и социокультурной активности исламских организаций вообще отодвинуты на периферию социологического внимания. Меж тем, для тех регионов РФ и СНГ, население которых традиционно исповедовало ислам, а также регионов по преимуществу православных, но с расширением сектора исламской конверсии, остро актуально именно социологическое изучение проблем нового бытования ислама. В этом контексте ВКР А.В.Погонцевой представляется посвященной важной и социально значимой теме. Во введении к работе А.В.Погонцева демонстрирует отчетливое понимание темы, избранной для исследования, – влияние религиозной конверсии на реструктурирование социокультурной идентичности. Полагаю, что автору удалось методически корректно сформулировать объект, предмет, цель и задачи исследования. Отчетливо и структурно обосновано сформулированные задачи исследования позволили автору выстроить сбалансированную и продуманную архитектонику работы. Сразу отмечу, что А.В.Погонцевой пришлось столкнуться с весьма сложной академической проблемой – крайне слабой как методологической, так и практической изученностью темы. В силу этого автору ВКР пришлось провести по сути двойное исследование. Во-первых, А.В.Погонцева выявила и проанализировала ту группу теоретических концепций конверсии, которая необходима ей для практического изучения темы на примере конверсии в ислам. Это весьма трудоемкий процесс, поскольку социология конверсии стартовала в западной социологии религии в 1980-х годах и располагает ныне развернутым теоретико-методологическим инструментарием. Таким образом, с целью отбора методологии, адекватной для эмпирического изучения проблемы, А.В.Погонцевой пришлось подробно изучить накопленный в дисциплине теоретический опыт. Следует отдельно отметить и похвалить проделанный А.В.Погонцевой путь освоения теоретико-методологических наработок социологии конверсии. Свидетельством глубоко знакомства с этим аспектом исследования, а также хорошим владением навыком академического реферирования научной литературы и критического ее осмысления служит материал первой и второй глав ВКР. Обе главы демонстрируют глубокое знакомство как с современной литературой вопроса, так и с практическими исследованиями по российскому исламу. Безусловным достижением рецензируемой работы следует признать проведенное А.В.Погонцевой эмпирическое изучение кейсов иноэтнической конверсии в ислам. Методологически корректно составлена программа эмпирического исследования, гайд, выборка кейсов. Автор ВКР пришла к интересным выводам, которые не только внятно артикулирует, но и логически достоверно аргументирует. А.В.Погонцевой удалось полностью раскрыть заявленную тему, язык ВКР внятный и доступный для понимания, вместе с тем содержащий грамотное использование научного концептуального аппарата. Отдельной похвалы заслуживает тщательная продуманность гайдов и кропотливо проведенное, научно верифицируемое прикладное изучение. Конверсия в ислам рассмотрена не только со стороны содержания религиозности, но и в аспектах гендерной и социокультурной характеристик респондентов. В Приложении А.В.Погонцева предоставила и гайд, и выборочные материалы интервью. Рецензируемая ВКР отличается самостоятельностью исследования, детальной продуманностью выводов, оригинальностью эмпирического исследования. Однако как и любая работа такого плана ВКР А.В.Погонцевой содержит некоторые недочеты: 1. Центральный тезис работы звучит следующим образом: «Несмотря на имеющиеся разработки, соотношение религиозной и социальной идентичности с точки зрения конверсии в социологической науке представлено в меньшей степени. Социальная идентичность изменяется в процессе религиозного обращения, и особенно, в после конверсационный период, когда основные роли пересмотрены и происходит стабилизация элементов социальной идентичности» (ВКР, С. 48). Здесь содержится одно из ключевых заблуждений А.В.Погонцевой, состоящее в различении двух, по ее мнению, различных видов идентичностей. Меж тем, именно с социологической точки зрения весьма принципиально понимать, что религиозность, или религиозная идентичность, – это неотъемлемая часть индивидуальной идентичности. Религиозная идентичность – это составляющая идентичности социокультурной. Проводимое автором различение двух идентичностей – религиозной и социальной представляется терминологически и содержательно неправомерным. 2. На С. 7-8 автор приводит список ключевых понятий, часть которых сформулирована с ошибками. Однако подробный разбор этих ошибок считаю затруднительным, поскольку в работе нет ни ссылок на источник, из которого эти понятия почерпнуты, ни объяснений относительно их авторства. Допускаю, что А.В.Погонцева просто не критически подошла к использованию этих понятий в том виде, как они даны конкретным автором. Подводя итог рассмотрению, отмечу, что содержание рецензируемой ВКР полностью соответствует заявленной в названии темы, сама тема всемерно раскрыта в работе, поставленные задачи решены, а цель достигнута. Исследование А.В.Погонцевой полностью соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает оценки «отлично». «29» мая 2017г. __________________ Подпись Е.А.Островская