ОТЗЫВ рецензента о работе на тему «Использование культурных символов в создании положительного имиджа Италии» студентки 4 курса дневного отделения Гомоновой Виктории Михайловны ВКР Гомоновой В.М. посвящена теме национальной и даже региональной идентичности, являющейся чрезвычайно актуальной в эпоху глобализации и унификации культурных и социальных процессов. К достоинствам работы относится квалифицированно осуществленное сопряжение экономической и культурной политики, исследование их взаимозависимости. Поскольку сам по себе культурный расцвет непосредственно и автоматически не обеспечивает экономического подъема общества, автор ВКР рассматривает их взаимодействие как опосредованное сферой туризма. С одной стороны, сама культура коммерциализируется и этот тренд в ее развитии можно зафиксировать названием одного из артхаусных фильмов, посвященных превращению культуры в бизнесс – «Выход через сувенирную лавку». Резко и даже односторенне «индустрия культуры» была раскритикована в «Диалектике Просвещения» Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно, которые, кстати, могли бы быть упомянуты в работе Виктории Михайловны в качестве неких классиков экономического дискурса культуры. С другой стороны, как показано в тексте рецензируемой работы, традиционные виды индустрии переместились из Италии в другие страны дешевой рабочей силы и их замещение бизнесом, связанным с культурным туризмом, стало экономической и социальной необходимостью. Взаимное инкорпорирование культурных и экономических практик и составляет проблемное поле, проанализированное в данной ВКР. Проблематика брэндирования страны и ее регионов вовлекает в работу сюжеты и мотивы семиологические. В разделах, посвященных маркетинговому позиционированию и продвижению положительного образа той или иной территории Италии, вполне уместным было бы обращение к работам Умберто Эко, особенно, к «Отсутствующей структуре», ибо, во-первых, анализ коннотации и денотации знаков Умберто Эко рассматривает в том числе и на примерах рекламных стратегий, а, во-вторых, сам этот автор является знаковой фигурой, брендирующей современную итальянскую культуру. Положительным моментом выпускного квалификационного исследования Гомоновой В.М. является проведение терминологического различия между имиджем, брендом и репутацией, уяснение их взаимосвязи и дифференцированности, заключающейся в искусственности и психологичности имиджа, реалистичности репутации и индивидуализированности бренда. С некоторыми суждениями автора ВКР рецензент не может согласиться. Например, с отнесением творчества Федерико Феллини к итальянскому неореализму в кино. Однако такие замечания не носят принципиального характера по отношению к общей концепции ВКР. ВКР Гомоновой В.М. «Использование культурных символов в создании положительного имиджа Италии» выполнена на основе изучения значительного круга работ по данной проблеме, как отечественных, так и зарубежных, хорошо структурирована и изложена самостоятельно. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР и заслуживает оценки «Отлично». Доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ Краснухина Е.К.