Рецензия на выпускную квалификационную работу «Опыт применения медиации в школах в России и за рубежом» студента Беловой Алины Андреевны, обучающейся по основной образовательной программе 37.03.02 «Конфликтология» Актуальность избранной темы не может вызывать никаких сомнений. Как известно, школьная медиация является в настоящее время одной из наиболее развивающихся, обсуждаемых и перспективных сфер применения альтернативных способов разрешения споров в России. При этом следует отметить, что опыт внедрения медиативных технологий в школьное пространство имеет заметную региональную специфику, как в международном срезе, так и в отношении российских кейсов. Работа Алины Андреевны направлена на своеобразную ревизию, некоторое промежуточное подведение итогов того, как данные технологии входят в реальную школьную практику и, в связи с этим, на описание успехов и проблем на этом пути. Работа Беловой А.А. состоит из двух глав, введения и заключения, списка литературы. Работа, в целом, структурирована адекватно поставленным задачам. В первой главе автор описывает медиацию как специфический способ работы с конфликтом в образовательном учреждении. Автор подробно описывает типичные источники, участников конфликтов в школе, подробно останавливается на принципах и процессуальных особенностях школьной медиации. Вторая глава посвящена, собственно конкретным кейсам реализации данной технологии в российских и зарубежных школах. В этой части необходимо отметить активное использование иностранных источников, что не всегда свойственно работам уровня бакалавриата. Однако нельзя не привести и некоторые замечания. В работе встречаются нерелевантными цели и задачам исследования объемные фрагменты, как то полторы страницы описания причин и факторов этнических конфликтов, причем не школе, а в обществее вообще. Общим моментов исследования является его компилятивный характер, хоть и без недобросовестных заимствований. Собственной рефлексии автора в отношении включенных в текст работы теоретических выкладок и практических примеров оказалось недостаточно. С последним замечанием связано и то, что российский и зарубежный опыт в некоторых своих фрагментах описан, но обобщения его, по сути, не состоялось. Свидетельством этому является и небольшой список литературы (16 источников), что для работы, описывающей отечественный и зарубежный опыт, представляется довольно узким. Несмотря на замечания, совокупность сформулированных выводов свидетельствует о достаточном уровне подготовки Беловой А.А., об умении самостоятельно решать научные задачи. Проблематика темы исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию. Автор в основном продемонстрировал логическую последовательность изложения материала, базирующуюся на достаточных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах. Материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты достоверны и выводы обоснованны, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Цели и задачи, сформулированные во введении, в основном достигнуты и решены. Выпускная квалификационная работа написана лично автором (согласно данным, полученным в Blackboard, заимствование составляет 24% и относится к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы). Работа Беловой А.А. «Опыт применения медиации в школах в России и за рубежом», в целом, соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология» и заслуживает оценки «хорошо». Рецензент к.ф.н., доцент кафедры этики Е.В. Держивицкий 23.05.2017