Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Алены Витальевны Паршиной «Иберо–американские революции и планы восстания декабристов» Выпускная квалификационная работа посвящена важной и интересной тематике. Ключевая проблема, рассматриваемая в исследовании – влияние революционных событий в Испании и Бразилии в 1820-е годы на формирование планов лидеров декабристских организаций. Уже из названия становится совершенно ясным, что тема носит междисциплинарный характер. Рассматриваются как сюжеты отечественной истории, так и всеобщей. Именно это обстоятельство и создает парадокс, о котором хотелось бы сказать несколько слов. С одной стороны, история движения декабристов – это одна из наиболее изученных страниц отечественной истории. О декабристах традиционно много писали и в начале XX века, и в советский период, и сейчас продолжает появляться много новых интересных исследований. Но сюжет об испанском и бразильском влиянии изучен недостаточно. Считанное количество историков обращались к этой стороне истории движения. Подобное противоречие можно объяснить следующим образом: во второй половине 1940‑х, в период оформления сталинской концепции отечественной истории, М.В. Нечкина провозгласила движение исключительно русским явлением, корни которого стоит искать в событиях отечественной истории. Поспорить с этим тезисом в советский период значило бы выступить с революционной концепцией. К сожалению, никто из историков на это не решился. Другой немаловажный момент: работа над данной темой требует серьезной филологической подготовки. Необходимо с учетом объема материалов уверенно владеть несколькими иностранными языками: английским, французским, португальским, испанским. А у последнего еще и множество диалектов! Отмечу, что у А.В. Паршиной такая подготовка имеется. И именно это ей позволило взять, как показано выше, малоисследованной сюжет в рамках одной из наиболее разработанных тем отечественной истории. Структурно работа выстроена в соответствии с поставленной проблематикой. А.В. Паршина рассматривает события иберо-американских революций. Затем переходит к анализу источников информации в российском обществе об этих событиях. Показывает, какой образ революций складывался в общественном мнении, и насколько декабристы были осведомлены о происходящем в Испании и Бразилии. И в заключительной главе сопоставляет ход восстания полковника Рафаэля Риего с планом петербургского восстания С.П. Трубецкого, а развитие бразильской революции с планами К.Ф. Рылеева. Отдельно отмечу, что проблема планов восстания является одной из наиболее острых в декабристоведении. Исследовали не пришли к единому мнению и в данный момент нельзя говорить о существовании общепринятой точки зрения по этому вопросу. Тем не менее, как нам представляется, А.В. Паршиной удалось показать, что в общих контурах С.П. Трубецкой планировал повторить в Петербурге испанский опыт, предлагая план восстания «от полка к полку». Т.е. один полк поднимает восстание, двигается к следующему, присоединяет к себе и так далее. Но, в конечно счете, возобладала точка зрения К.Ф. Рылеева о необходимости вывести максимальное количество гвардейских сил на одну из центральных площадей города. Каждый из лидеров восстания мог рассчитывать на успех, ведь перед ними были положительные примеры испанских и бразильских событий. Стоит сказать, что, работая над курсовыми и выпускной квалификационной работой, А.В. Паршина активно использовала вошедшие сейчас в моду международные базы данных. Список литературы не ограничивается исключительно отечественными исследованиями, в нем представлены работы и иностранных ученых, при чем в том числе и самые современные. Не могу не отметить, что для будущей работы этот навык чрезвычайно полезен и отвечает требованиям дня и духу времени. Конечно же, как научный руководитель, я не хотел бы идеализировать представленное сочинение. И должен отметить моменты, которые мне не совсем нравятся в выпускной квалификационной работе. Мне кажется, что некоторые собственные выводы необходимо формулировать в гораздо более жесткой форме. Как однажды сказал П.Б. Струве: «Каждый вопрос нужно заострять!». Кроме того, можно указать и на другой сюжет. Одновременно с испанской революцией происходили восстания в Италии – Пьемонте и Неаполе. В силу обстоятельств внешней политики, они приковывали не меньшее внимание российского общества. С учетом того, что итальянские восстания были реминисценцией испанских, сопоставительный анализ мог бы позволить дополнить представленную картину. Но хотелось бы подчеркнуть, что эти моменты лично я воспринимаю как возможное пространство для дальнейшего развития этой темы. В конечном счете, мы не можем от бакалаврского диплома требовать широты рассматриваемой проблематики масштабов диссертационных сочинений. Закончить настоящей отзыв хотелось бы в бюрократической манере. Современные нормативные документы четко определяют, что выпускная квалификационная работы – это прежде всего «вид учебной деятельности, направленный на формирование определенных компетенций у обучающегося». Я уверен, что представленное дипломное сочинение однозначно демонстрирует, что требуемые компетенции у А.В. Паршиной сформированы. И даже на достаточно высоком уровне! А значит работа заслуживает высокой положительной оценки. к.и.н., доцент М.С. Белоусов кафедры истории России с древнейших времен до начала XX века института истории СПбГУ