РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Попова Романа Евгеньевича на тему «Анализ гало-эффектов методом структурных уравнений (на примере оценки качества преподавания)» Тема выпускной квалификационной работы, безусловно, является актуальной: ис-пользование латентных переменных, оценка их влияния являются насущными и до сих пор не полностью исследованными вопросами в прикладной социологии. Разработка ме-тодики объективной оценки качества преподавания на основе опросов студентов являет-ся важным инструментов повышения общего качества высшего образования. Работа состоит из трёх глав. В первой главе автор рассматривает основы исследо-вания качества преподавания с учетом влияния различных факторов, в том числе латент-ных переменных. Особое внимание уделено факторам, потенциально смещающим эту оценку. Вторя глава посвящена обсуждению моделей, основанных на использовании структурных уравнений. Достаточно подробно описана идея метода и особенности его применения при анализе студенческих оценок. Также в этой главе рассмотрена реализа-ция этого метода в языке программирования R. В третьей главе обсуждаются результаты прикладного исследования, целью кото-рого является применение моделей структурных уравнений к оценке преподавания. При-ведено описание сбора данных, их обработки и анализ полученных результатов. Структура работы соответствует поставленным автором задачам. Тема исследова-ния, заявленная автором во введении, раскрыта достаточно полно, цели, поставленные автором, достигнуты. Список литературы содержит ссылки на основные источники ис-следования, абсолютно большинство которых на английском языке. Работа построена ло-гично, и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным рабо-там. К достоинствам работы стоит отнести анализ зарубежных публикаций по рассматри-ваемой теме, грамотное применение статистических процедур анализа результатов опро-сов. Следует также отметить обстоятельный анализ факторов, влияющих на оценку каче-ства преподавания с учётом латентных переменных. Вместе с тем, работа несвободна от определённых недостатков. Складывается впе-чатление, что автор не полностью определился с целью работы: исследовать латентные переменные и метод структурных уравнений или качество преподавания. Во введении сформулированы два объекта исследования и эта двойственность прослеживается во всей работе. Суть и особенности использования латентных переменных в социологических ис-следованиях, проблемы оценки качества преподавания рассмотрены достаточно подроб-но. В то же время метод структурных уравнений в работе рассмотрен очень поверхност-но: в соответствующей главе по сути описывается только идея метода и приводятся ил-люстративные примеры его применения. На каких математических, вероятностных, ста-тистических или иных приёмах основан метод читателю не поясняется. Местами описание носит почти мистический характер: описание процесса струк-турного моделирования на с. 30 ссылается на «специальные внутренние методы» таин-ственной Программы, причём соответствующий модуль R скромно упомянут намного позднее. При этом никаких деталей реализации алгоритмов модуля lavaan автор не при-водит. Описание собственных моделей автором сведено к описанию структуры связей и собранным данным, но ни одного уравнения, что можно было бы ожидать из названия метода, не приводится. В результате непонятно, на каком основании сделаны выводы, о том, что модели работоспособны и имеют приемлемое качество. Конечно, следует сделать скидку на то, что рассматриваемый метод действительно сложен, а мы имеем дела с вы-пускной работой бакалавра. Структура работы излишне детализирована: глава 3, в которой обсуждаются ре-зультаты прикладного исследования занимает всего 7 страниц. В тексте довольно часто встречаются несогласованные предложения, напоминающие подстрочный перевод. Сму-щает вывод, приведённый в заключении: «Главным результатом и выводом исследования я считаю то, что метод структурных уравнений действительно сработал с измерением ла-тентных переменных в моих примерах. Соответственно этот метод достаточно результа-тивный и позволяет решать поставленные задачи с измерением латентных переменных». Однако, в целом, несмотря на некоторые недостатки, цели, поставленные в рабо-те, достигнуты — проанализирована система факторов, влияющих на формирование оценки студентами работы преподавателя с помощью метода структурных уравнений. Проведённое практическое исследование выполнено на высоком профессиональном уровне, автор продемонстрировал хорошие навыки обработки и анализа данных с помо-щью современного программного обеспечения. В целом выпускная квалификационная работа Попова Р.Е. выполнена на высоком профессиональном уровне, удовлетворяет всем основным требованиям, предъявляемым к подобным работам, и заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор — присво-ения квалификации “бакалавр социологии”. Рецензент, доцент кафедры САиММС факультета социологии СПбГУ, канд. физ.-мат. наук Е.А.Евсеев