РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Воробьевой Любови Александровны «Побуждение к действию в англоязычных социальных медиа» к.ф.н. ст. преподавателя кафедры английской филологии Н.Ф. Щербак Выпускная квалификационная работа Любови Александровны Воробьевой «Побуждение к действию в англоязычных социальных медиа» посвящена изучению способов выражения побуждения в англоязычных социальных медиа, на примере публикаций в социальной сети Facebook. Актуальность данного исследования обусловлена возрастающей ролью побуждения в современном обществе и недостаточной лингвистической изученностью воздействующего, манипулятивного аспекта языка СМК. Гипотеза исследования – любой медиа текст призван воздействовать на аудиторию, все его языковые средства оценочны и призваны убедить реципиента, повлиять на его позицию и побудить к действиям. Объектом исследования являются побудительные предложения в современном английском языке, а предметом – языковые средства выражения побудительности в социальных медиа. Цель исследования заключается в изучении и описании побудительных предложений и косвенных директивов с точки зрения использованных в них языковых средств. Теоретическая значимость работы заключается в том, что мы проанализировали и обобщили результаты многих теоретических исследований касаемо категории побудительности в английском языке и рассмотрели языковые средства для выражения директивных высказываний на уровне предложения. Результаты ВКР имеют практическую ценность для разработки учебно-методических пособий, комплекса упражнений для устной и письменной практики, результаты исследования также могут быть использованы в учебных курсах по теоретической и практической грамматике современного английского языка, теории коммуникации, в спецкурсах и семинарах по проблемам коммуникативного синтаксиса. Оценивая работу в целом, можно отметить, что выпускная квалификационная работа Л. А. Воробьевой отличается глубиной и цельностью, а также оригинальностью и самостоятельностью авторской позиции. Содержание выпускной квалификационной работы полностью соответствует заявленной в названии теме. Тема работы полностью раскрыта. Автор освещает актуальные проблемы теоретического и практического характера, использует современную литературу. В Заключение отражены полученные результаты, которые подтверждают, что концепция автора соответствует целостной картине современных научных представлений о лингвокогнитивной теории функционирования лексических и прагматических категорий с учетом своеобразия их лингвокультурологических параметров. Работу отличается удивительной последовательностью, ясностью изложения, продуманностью структуры. Из проведенного в Главе 1 анализа следует, что массовая коммуникация вошла в новый этап и приняла новые формы. Важнейшими чертами массовой коммуникации являются – установка на новизну, связанная с ориентацией на немедленное восприятие передаваемой информации, и функция воздействия – убеждение адресата, влияние на его позицию, побуждение его к действиям. Общим коммуникативным назначением директивного речевого акта является стремление говорящего побудить адресата совершить действие. Многообразие языковых средств выражения побудительных высказываний обуславливает широкий спектр форм их репрезентации в речи. В практической части было проанализировано 75 директивных высказываний на материале публикаций в социальной сети Facebook. Из общего числа проанализированных побудительных высказываний прямые директивы составили 46%, а косвенные – 51%. На основании этого анализа следует, что побуждение в английском языке выражается чаще всего в косвенной форме. Косвенные способы выражения побуждения отличаются многообразием форм и способны удовлетворить прагматические запросы коммуникантов. Собственно повелительные речевые акты, представляющие собой в основном призыв связаться с кем-то, распространить какую-то информацию или обратить на что-то внимание, способны варьировать степень категоричности в зависимости от темы высказывания. В ходе исследования были определены выводы о том, что изучение особенностей реализации побудительных речевых актов в английском языке является перспективным направлением для изучения, благодаря которому в дальнейшем станет возможным организовывать коммуникацию с большей эффективностью и продуктивностью. Полученные результаты открывают перспективы для дальнейших исследований особенностей влияния СМК на восприятие окружающей действительности и формирование языковой картины мира. Ряд вопросов не влияют на общее исключительно положительное впечатление от работы и носят дискуссионный характер, скорее инспирированы самим автором, который является, без всякого сомнения, талантливым и глубоко мыслящим научным исследователем: 1. На ваш взгляд, связано ли «побуждение к действию» собственно с действием? Были ли вами рассмотрены случаи, в которых «побуждение» каким-то образом влечет за собой действие? 2. На ваш взгляд, возможен ли лингвистический анализ феномена «побуждения к действию» вне теории речевых актов? Какого рода методологию использовали вы (имеется в виду метод семантико-прагматического анализа при описании собственно побудительных речевых актов и косвенных директивов, который обозначен в теоретической части). Могли бы Вы рассказать об этой методике подробнее? 3. Насколько показательным с точки зрения случаев «побуждения к действию», по вашему мнению, является материал, предложенный на Facebookе. Отличается ли он, например, от рекламных сообщений? Приведенные вопросы не только не снижают общего исключительно положительного впечатления о работе. Анализ рецензируемого исследования позволяет сделать вывод о том, что выпускная квалификационная работа Любови Александровны Воробьевой «Побуждение к действию в англоязычных социальных медиа» полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Тщательность проведенного анализа, убедительность развернутых авторских комментариев не позволяют усомниться в объективности и достоверности полученных результатов, что, учитывая оригинальность, самостоятельность и законченность проведенного исследования позволяют говорить о том, что выпускная квалификационная работа отвечает всем предъявляемым требованиям, а ее автор, Любовь Александровна Воробьева заслуживает присуждения искомой степени Бакалавра Лингвистики и положительной оценки. к.ф.н., старший преподаватель кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ