Рецензия на выпускную квалификационную работу «Выбор стратегии принятия решения как причина внутриличностного конфликта» Кудрявцевой Анастасии Витальевны, обучающейся по основной образовательной программе 37.03.02 «Конфликтология» Выпускная квалификационная работа, представленная Анастасией Витальевной, несомненно выполнена по актуальной теме. Изучение процесса принятия решений и факторов, влияющих на него, уже не первое десятилетие является важным научным вопросом целого ряда дисциплин. Выбор стратегии принятия решения неразрывно связан с мотивами и ценностями личности, однако этот феномен плохо изучен как причина возникновения внутриличностного конфликта. Целью работы автор ставит выявление параметров, провоцирующих внутриличностный конфликт при выборе стратегии принятия решения на примере выбора абитуриентами высшего учебного заведения. В связи с этим затронутая автором работы проблематика является не только актуальной, но и имеет высокую как теоретическую, так и практическую значимость. Работа А. В. Кудрявцевой состоит из двух глав (6 параграфов), введения, заключения и списка литературы. В первой главе автор детально, с точки зрения разных научных подходов и дисциплин рассматривает основные для данной работы понятия: выбор, альтернатива, стратегия принятия решения, внутриличностный конфликт. В первом параграфе второй главы автор подробно анализирует конфликтогенность разных стратегий принятия решений (стратегий максимизации, удовлетворения, здравого смысла и максиминной стратегии). Во втором параграфе второй главы описано проведенное эмпирическое исследование, а также представлены его результаты. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе было проведено анкетирование 1097 учеников 10-11 классов из 20 школ в 12 городах России. На втором этапе автором работы были проведены 23 глубинных интервью со студентами и абитуриентами ВУЗов. Полученные данные позволили автору не только выделить систему критериев, на основе которой принимается решение о поступлении в тот или иной ВУЗ, но и определить их значимость и конфликтный потенциал для абитуриентов. Так, к критериям, способным полностью определить выбор ВУЗа относятся: престиж и известность учебного заведения, мнение знакомых, географическая мобильность. К критериям, оказывающим влияние на выбор при прочих равных условиях относятся: атмосфера и внеучебная деятельность, наличие олимпиад, обеспечивающих поступление в вуз. Критериями, обладающими наивысшим конфликтным потенциалом, являются престиж и известность ВУЗа (конфликт «хочу» и «могу»), мнение знакомых (конфликт «хочу» и «надо»), географическая мобильность (конфликт «могу» и «могу»/ «хочу» и «надо»), атмосфера и внеучебная деятельность (конфликт «хочу» и «хочу»). В третьем параграфе второй главы на основе проведенного исследования, а также теоретической части работы автор предлагает разные способы оптимизации процесса принятия решения, которые могут быть применены на практике для минимизации риска возникновения внутриличностного конфликта. Выпускная квалификационная работа представляет собой законченное и качественно проведенное исследование. Однако нельзя не привести некоторые замечания. Стоит отметить наличие некоторых грамматических ошибок и стилистических неточностей в тексте, которые, тем не менее, не усложняют его понимание. Также работа выглядела бы более выигрышно в случае, если бы автор более подробно описал во второй главе, как проводился анализ значимости и рассчитывался ее коэффициент для каждого из критериев, влияющих на принятие решения о выборе ВУЗа. В качестве одного из способов для оптимизации процесса принятия решения автор предлагает использовать методику Майерс-Бриггс. Я бы посоветовал аккуратнее относится к этой методике и не рекомендовать ее применение людям без профильного образования, так как в профессиональном психологическом сообществе ее научная обоснованность, а также валидность вызывают дискуссию. Несмотря на замечания, проделанная работа и проведенное исследование свидетельствуют о высоком уровне подготовки Кудрявцевой Анастасии Витальевны, об ее умении самостоятельно решать поставленные научные задачи, собирать и анализировать необходимую для этого информацию. Тема исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность. Автор в работе продемонстрировал логическую последовательность изложения материала, базирующуюся на прочных теоретических знаниях по избранной теме. Материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты и выводы обоснованы, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Цели и задачи, сформулированные во введении, достигнуты и решены. Выпускная квалификационная работа написана автором самостоятельно (согласно данным из системы Blackboard, заимствование составляет 8% и относится к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы). Работа Кудрявцевой А. В. соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам по направлению подготовки 37.03.02 «Конфликтология» и заслуживает оценки «отлично». К.пс.н., Аллахвердов М.В. старший преподаватель 25.05.17