Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу Нойбауер Татьяны Григорьевны на тему «Проблема движения в произведениях русского авангарда» Движение – явление, которому столь сложно дать достаточно емкое определение, с очевидностью оказывается проблемой, пронизывающей всё существо искусства во все времена. Тем не менее, проблема изображения движения до сих пор остается одной из самых сложных тем для теоретического осмысления и практического системного изучения. Если таким категориям как композиция, цвет, свет, перспективные построения и др. посвящены целые монографии, то отдельные работы, рассматривающие проблему движения в отечественном и зарубежном искусствознании, отсутствуют. Обусловлено это сложностью и многогранностью проблемы. Науке еще предстоит разработать методы и продумать подступы к данной теме. Осознавая охват и сложность темы, отрадно отметить, что автор данной работы не «зарылся» в материале, не избрал принцип всеохватного, но поверхностного обзора, а смог найти вполне конкретный и, на наш взгляд, очень интересный аспект или даже метод рассмотрения. Исследование Т.Г. Нойбауер является вполне успешным опытом целенаправленной работы над отдельной темой, хронологически конкретизированной и территориально ограниченной. Оправданность выбора здесь очевидна, поскольку именно искусство авангарда использует и концентрирует мотив движения в качестве основных содержательных и формальных составляющих. Целью исследования Т.Г. Нойбауер становится изучение взаимосвязи между теоретическим осмыслением проблемы движения художниками русского авангарда и способами выражения движения в художественных произведениях. Содержание сочинения Т.Г. Нойбауер полностью соответствует заявленной теме и достаточно полно её раскрывает. Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения. В начале работы дано аргументированное обоснование актуальности изучения темы, отражены структура, основные задачи и методы исследования. Историографическая глава строится из двух различных блоков. Одним из них становится отражение проблемы движения в искусстве на материале теоретических трудов и искусствоведческих обзоров. Вторым блоком оказывается анализ теоретических произведений самих творцов русского авангарда. В подробном, тщательном осмыслении истории изучения рассматриваемой проблемы автор демонстрирует как прекрасное знание зарубежной и отечественной литературы, так и аналитические способности. Две основные части работы посвящены содержательному и формальному аспектам проблемы движения применительно как к широкому обзору основных закономерностей в истории искусства, так и к периоду в западном мире, непосредственно предшествовавшему активному развитию русского авангарда. Наконец, наиболее значительные результаты исследования Нойбауер помещены в главе, где изучаются представления о движении в текстах художников русского авангарда и его выражение в произведениях искусства. Тщательность в изучении материала и междисциплинарный подход стали залогом убедительно аргументированных выводов, приведенных в заключительном разделе работы. Достаточный по объему текст (92 страницы (без учета иллюстраций)) написан грамотным русским языком. Текст исследования снабжен достойным иллюстративным рядом. Выпускная квалификационная работа Т. Г. Нойбауер отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и может быть допущена к защите. Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры истории русского искусства, к. иск. С.В. Мальцева.