ОТЗЫВ научного руководителя к.ф.н. ст. преподавателя кафедры английской филологии и лингвокультурологии Н.Ф.Щербак о Выпускной Квалификационной Работе В.И. Потиенко «Прагматика молчания» (на материале англоязычных текстов) Выпускная квалификационная работа Валерии Игоревны Потиенко «Прагматика молчания» (на материале англоязычных текстов) посвящена исследованию и описанию акта молчания как коммуникативно значимого элемента, который рассматривается в контексте диалогической речи и дискурса в целом. Объектом исследования выступает феномен молчания как часть процесса коммуникации. Предметом исследования являются прагматические функции коммуникативно значимого акта молчания в англоязычном дискурсе. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что она соответствует современной антропоориентированной научной парадигме и выполнена в рамках прагмалингвистического подхода, который изучает закономерности использования, функционирования и интерпретации языковых знаков в процессе общения. Кроме того, несмотря на наличие большого количества работ, рассматривающих молчание как коммуникативную единицу, природа и функции этого явления до сих пор не получили хоть сколько-нибудь полного и системного описания. Из этого следует, что затрагиваемая в настоящем исследовании проблема до сих пор остается актуальной для современной лингвистики и требует дальнейшего изучения. Цель работы заключается в исследовании феномена молчания как элемента коммуникации, описании специфики его функционирования в структуре общения, а также в выявлении его коммуникативных функций. В первой главе настоящей работы была рассмотрена история изучения феномена молчания с её истоков в философии до современных лингвистических подходов, разработанных в русле прагматической парадигмы. Во второй главе настоящего исследования на основании изложенных в предыдущем разделе трактовок, классификаций и структурно-функциональных моделей коммуникативного молчания был выработан определенный алгоритм анализа этого явления в структуре общения. В соответствии с предложенной методикой на первом этапе анализа были выделены минимальные смысловые контексты, содержащие коммуникативное молчания. Второй этап анализа заключался в определении принадлежности молчания адресанту или адресату. В ходе третьего этапа выяснялось, является ли молчание индивидуальным или институционально-коллективным. Четвертый этап включал анализ вербального контекста, нахождение маркеров молчания (слов молчания), а также вербальных и невербальных маркеров определенной функции (референтивной, эмотивной, конативной, фатической, поэтической, метаязыковой). Пятый этап заключался в анализе пресуппозиций собеседников, коммуникативных намерений адресанта молчания, попытке реконструировать пропозициональное содержание молчания, а также в анализе постсиленциального эффекта. Анализ примеров показал, что все коммуникативные функции языка, выделенные Р. Якобсоном в соответствии с функционально-структурной моделью речевого акта, в равной мере характеризуют и молчание. К наиболее важным результатам анализа можно отнести следующие: 1) Коммуникативному молчанию в той же мере, что и речи, свойственна референтивная функция, то есть ориентация на контекст и передачу информации о мире в прошлом, настоящем и будущем. Молчание в референтивной функции реализуется в качестве языкового знака-символа, обладающего нулевым планом выражения и особым, ненулевым планом содержания. В этом качестве акт молчания функционирует как нулевой языковой знак, передающий определенную информацию. Связь между референтивным молчанием и его значением может быть как символической, то есть конвенциональной, так и иконической, то есть основанной на определенном сходстве с планом содержания. 2) Коммуникативное молчание обладает эмотивной функцией, если посредством силенциального акта говорящий выражает свой эмоциональное состояние и определенный психологический опыт. Молчание-эмотив может служить передаче как негативных, так и положительных эмоций, при этом в большинстве случаев способ выражения эмоциональных состояний определяется теми или иными социокультурными параметрами. 3) Конативная функция коммуникативного молчания проявляется в стремлении адресанта оказать на адресата определенное воздействие. В конкретной речевой ситуации молчание, осуществляющее конативную функцию, может реализовываться как дискурсивный маркер, а именно маркер смены коммуникативных ролей, как знак-индекс или знак-символ, а также в качестве концептуально-превентивного молчания. 4) Фатическая функция, характеризующая как коммуникативной молчание, так и речь, направлена на установление, поддержание или прерывание контакта между участниками коммуникации. Акт молчания, выполняющий фатическую функцию, может быть как положительно, так и отрицательно окрашенным. В первом случае силенциальный акт соотвествует положительному межличностному молчанию в психологии и маркирует достижение полного взаимопонимания между коммуникантами. Во втором случае акт молчания служит цели прерывания коммуникации и указывает на отсутствие контакта и взаимопонимания между ее участниками. 5) Поэтическая функция молчания характеризуется направленностью на сообщение как таковое и основывается на расположении означающих в эстетической последовательности. Так как повтор выступает в поэтическом тексте как реализация упорядоченности по принципу эквивалентности, упорядоченности по парадигматической оси, молчание как часть художественной структуры представлено повторяющимися элементами, такими, например, как синтаксические паузы разной длины и в разном контекстуальном окружении. 6) Характерным признаком метаязыковой функции молчания является установка на код общения. В результате исследования удалось выявить два основных типа ситуаций, в которых молчание реализует метаязыковую функцию. Молчание в первом случае носит характер языкового знака-символа, выступает в качестве силенциального акта, а его пропозициональное содержание направлено на сам код коммуникации. Во втором типе ситуаций метаязыковое молчание актуализируется в качестве интонационно-синтаксических пауз, которые маркируют синтаксические роли в том или ином высказывании и характеризуются направленностью на его внутреннюю языковую структуру. Таким образом, в проведенном исследовании была предпринята попытка выявить и описать различные виды молчания в структуре общения, установить основные коммуникативные функции молчания, разработать методику анализа этого явления, и, наконец, изучить и описать специфику функционирования молчания в структуре коммуникации. Оценивая работу в целом, можно отметить, что Выпускная Квалификационная Работа В. И. Потиенко отличается глубиной и цельностью, а также оригинальностью и самостоятельностью авторской позиции. Содержание Выпускной Квалификационной Работы полностью соответствует заявленной в названии теме. Тема работы полностью раскрыта. Автор освещает актуальные проблемы теоретического и практического характера, использует современную литературу. В Заключение отражены полученные результаты, которые подтверждают, что концепция автора соответствует целостной картине современных научных представлений о лингвокогнитивной теории функционирования лексических категорий с учетом своеобразия их лингвокультурологических параметров. Таким образом, можно заключить, что Выпускная Квалификационная Работа В.И.Потиенко полностью соответствует требованиям, предъявляемым к работам подобного рода и может быть оценена положительно. Научный руководитель к.ф.н., старший преподаватель кафедры английской филологии и лингвокультурологии СПбГУ