ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Шустова Даниила Андреевича по теме: «Медийные стратегии некоммерческих организаций в условиях кризиса» Деятельность современных НКО осложняется множеством факторов как локального, так и глобального характера. Учет этих факторов и разработка адекватных стратегий деятельности, в том числе информационной, позволяющих некоммерческим организациям успешно решать общественные задачи, крайне важны. В этой связи тема выпускной квалификационной работы Шустова Д.А. является востребованной и актуальной. Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений. Во введении приведено описание объекта и предмета, целей и задач исследования, адекватно раскрывающих тему работы, представлены методологические основания работы, основные понятия, обоснование используемого метода и пр. Рассматривая различные типы современных отечественных НКО и особенности применяемых медийных стратегий, в первой главе Д.Шустов стремится раскрыть данную тему с точки зрения нормативных оснований деятельности НКО, различных форм их взаимодействия с государством, выполняемых общественных задач. В частности значительное внимание в работе уделено феномену кризисов как значимых контекстов деятельности современных НКО. Описаны социологические подходы к анализу кризисов, а также перечислены виды кризисов, играющих существенную роль в формировании стратегий медийной деятельности данных организаций. Во второй главе в рамках эмпирического исследования с использованием подхода критического дискурс-анализа Шустов Д.А. разработал и представил схему анализа медийных стратегий, включающую в себя описание содержания, аудитории, авторской позиции, используемых кодов и риторик. В исследовании рассматриваются кейсы четырех НКО: «Левада-Центр», «Мемориал», «Теплица социальных технологий» и российское представительство международной организации «Международная амнистия». Описаны особенности использования и комбинирования различных медийных каналов данными организациями, используемых ими типов риторик. На базе анализа пресс-релизов организаций выделены основные виды используемых кодов медийных сообщений. Важным результатом данной работы является рассмотрение и описание медийных стратегий для двух качественно отличных типов НКО. Это традиционные НКО, много лет работающие в рамках третьего сектора, и обладающие опытом работы в различных социальных, политических и правовых условиях, и НКО нового типа, созданные в рамках государственной поддержки оказания социально-значимых общественных услуг в течение последних 3х лет. Работа представляет новизну и практическую значимость достигнутых результатов, теоретическую и содержательную обоснованность исследования и оригинальность в разработке темы. Во время работы над ВКР Шустов Д.А. проявил упорство в достижении научного результата, заинтересованность в предмете исследования, продемонстрировал теоретическую и эмпирическую исследовательскую компетентность и творческий подход в разработке стратегии эмпирического исследования. Считаю, что выпускная квалификационная работа Шустова Даниила Андреевича соответствует требованиям к выпускным квалификационным работам уровня бакалавриата и заслуживает высокой положительной оценки. доцент кафедры социологии культуры и коммуникации, к.эк. н. Царева А.В.