РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Ратушной Вероники Олеговны, обучающейся в СПбГУ по ООП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.02– «Конфликтология» по теме «Роль конфликтологической компетентности руководителя в развитии организации» В условиях кризиса возрастает напряженность во взаимоотношениях между участниками социального взаимодействия, а возникшая конфликтная ситуация часто перерастает в конфликт. Предупреждение, как и его урегулирование, конфликта в организации предполагают высокий уровень конфликтологической компетентности руководителя. Тема представленной на рецензию выпускной квалификационной работы является актуальной, ибо направлена на обоснование взаимосвязи конфликтологической компетентности руководителя и развития организации. Работа состоит из введения, трех глав по два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы. Содержание работы имеет в основном теоретический характер. Структура работы в основном логически обоснована. В первой главе «Теоретические основания исследования конфликтологической компетентности и развития организации» автор стремится рассмотреть понятие организации, рассмотреть основные этапы организационного развития и, исходя из этого, раскрыть содержание понятия «конфликтологической компетентности», выделить ее основные структурные компоненты. Вторая глава называется «Управление конфликтами и развитие организации». Автор характеризует роль руководителя в управлении конфликтами и выделяет конфликтологическую компетентность в системе управления конфликтами. В третьей главе речь идет уже о формировании и развитии конфликтологической компетентности руководителя. Речь уже идет о диагностике конфликтологической компетентности руководителя, и, соответственно предлагаются практические методы формирования конфликтологической компетентности руководителя. Тема ВКР в основном раскрыта. Структура работы достаточно обоснована и связана с задачами исследования. ВКР хорошо читается и воспринимается. Тем не менее, выводы автора, сделанные по ходу рассмотрения проблем, аргументированы. Конечно, кроме положительных сторон этой ВКР, как и любой другой, присущи определенные недостатки. Укажу лишь некоторые из них. Во-первых, наименования глав ВКР не сведены к единому основанию (в наименовании главы 1 преобладает методологический аспект, а в названиях глав 2 и 3 – теоретический). Во-вторых, работе присущ чрезмерный описательный характер, мало дискуссионных моментов. Так, в первом параграфе первой главы взгляды авторов (часто относящихся к разным эпохам, например Ф. Тейлора и Г. Минцберга) эклектично соединяются фактически без анализа эволюции проблемы; в результате содержание параграфа предстает в череде понятий и их определений. Единство исторического и логического теряется, поэтому метод восхождения от абстрактного к конкретному, заявленный в разделе «Теоретико-методологическая база исследования» Введения, реализуется не в полной мере. В-третьих, третья глава, судя по ее названию, должна носить прикладной характер и одновременно обобщающий характер. Из-за отсутствия материалов эмпирического исследования обсуждение практически значимых вопросов свелось к перечислению тех или иных методик. Это несколько снижает впечатление от восприятия самой работы. Тем не менее, указанные недостатки не снижают общего уровня этой работы. Выпускная квалификационная работа Ратушной Вероники Олеговны написана самостоятельно. В ней отражены актуальные проблемы конфликтологического знания. Содержание ВКР соответствует заявленной в названии теме, направлению и профилю подготовки и требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Поэтому считаю, что Выпускная квалификационная работа В.Е. Ратушной заслуживает положительной оценки. Рецензент: доктор социологических наук, профессор кафедры социального управления и планирования факультета социологии СПбГУ Н.А. Пруель 24 мая 2017 г.