РЕЦЕНЗИЯ кандидата философских наук Овчинниковой Елены Анатольевны на выпускную квалификационную работу Сергеевой Анастасии Алексеевны «Компаративистский анализ русской и немецкоязычной культур в России XVIII – XIX веков» по направлению 333000 – Культурология Выпускная квалификационная работа Сергеевой Анастасии Алексеевны посвящена уяснению одного из современных методологических подходов, применяемых в культурологических исследованиях – имагологии, т.е. изучению средствами культурологии формирования образа «чужого» в культуре. В качестве исследовательского материала автор избрала тексты русской культуры и исторические нарративы, принадлежащие немецким путешественникам, исторический период - XVIII-XIX века. Как выбор методологии, так и сам исследовательский материал представляет несомненный интерес. Первые разделы работы (глава 1, глава 2) посвящены анализу предлагаемой методологии исследования, далее в главе 3 представлены примеры образов немцев в русской литературе. Эта глава кажется нам наименее удачной, поскольку построена описательно-хрестоматийно. Об образах немцев в русской классике немало уже было написано литературоведами. И в связи с этим не совсем ясен логический переход к следующей главе – 4. В последней главе автор стремится проанализировать, как складывается стереотип, имидж и образ другого в культуре. Но как связано все сказанное в третьей главе с данным анализом, представляется не совсем проясненным. Эта глава, последняя, безусловно, наиболее значимая в работе, даже по объему. Следует заметить, что работа разбита на главы не совсем удачно, от этого складывается ощущение дробности работы. Например, вторая глава, озаглавленная «Методы литературоведческого исследования художественного текста и характера персонажей» включает 2 параграфа и насчитывает 3 страницы. Дело, безусловно, не в этих цифрах, а в логическом построении работы. Требуют более обстоятельного прояснения, на наш взгляд, сами концепты «имидж», «стереотип», «образ». Автор, определяя эти концепты, следует в основном одному автору – Земскову В.Б., тогда как в первой части работы говорит о том, что в имагологию внесли свой вклад многие исследователи культуры и литературы. Хотелось бы увидеть более широкое толкование данных понятий, учет их междисциплинарного характера и использования, тем более, что существует основательная литература, посвященная анализу таких понятий, как образ и стереотип. Однако все сказанное не отменяет положительной оценки работы. Очевидно, что автор стремится разобраться со сложностями современной культурологической методологии и найти свой собственный исследовательский путь. В этом нам видятся перспективы исследования. Таким образом, бакалаврская работа Сергеевой А. А. заслуживает положительной оценки, поскольку соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам. Подводя итог всему выше сказанному, следует отметить, что выпускная квалификационная работа Сергеевой Анастасии Алексеевны «Компаративистский анализ русской и немецкоязычной культур в России XVIII – XIX веков» является самостоятельным исследованием и соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению подготовки 333000 – «Кульурология», а именно: проблематика темы исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность, в работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на основательных теоретических знаниях по избранной теме, работу отличает терминологический язык и методологические подходы, полученные результаты достоверны и выводы обоснованы, работа оформлена в соответствии с требованиями. Представленная на рецензию выпускная квалификационная работа Сергеевой Анастасии Алексеевны заслуживает оценки «отлично», тема и изложенная автором методология перспективны и хотелось бы пожелать автору продолжить свое обучение в магистратуре. Кандидат философских наук, доцент, Кафедра этики СПбГУ Е.А.Овчинникова