РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ _Шаплову Софью Олеговну_____________________________________________________ (ФИО) по теме ««Драматургия А. В. Вампилова как метатекст»____________________________________________________ Во введении лаконично и четко сформулированы цели и задачи исследования, связанные с рассмотрением вампиловской драматургии (а точнее говоря, четырех многоактных пьес) в качестве метатекста, то есть единого в своих эстетических и концептуально-идеологических основах, целостного образования. В первой главе речь идет о художественном мире драматургии Вампилова, трактуемом в качестве системы основных инвариантных мотивов, ситуаций и тем. На первой же странице формулируется основной посыл – о принципиальной однородности изображаемого в четырех пьесах мира. В частности, хронотопы всех пьес образуют единое пространственно-временное поле. Местом действия у Вампилова выступает так называемая переферия – специфический локус, необходимый драматургу для реализации главной целевой установки, которая заключается в том, чтобы подвергнуть обыкновенного человека испытанию на моральность и духовность. Анализ фигурирующих в пьесах Вампилова пространственно-географических реалий и топонимов приводит С. О. Шаплову к выводу о том, что фактически речь идет о родном для драматурга Иркутске и его окрестностях. В рамках данного пространственного поля С. О. Шаплова выделяет и подвергает тщательному анализу такие концепты, как «предместье» и «дом». Следующий раздел работы посвящен системе персонажей, в ряду которых С. О. Шаплова выделяет три основных типа. Далее автор ВКР предлагает взглянуть на вампиловских персонажей через призму мейерхольдовской системы театральных амплуа. Этот аналитический ход для автора ВКР отнюдь не случаен, но вытекает из важнейшей особенности вампиловского метатекста: «Драматургия Вампилова насквозь пронизана литературными архетипами: праобразами, прамотивами и прасюжетами». Отсюда и многочисленные мифологические и культурологические проекции, которыми, как показывает С. О. Шаплова, буквально окружены образы основных вампиловских персонажей. Не все обозначенные в этом разделе работы параллели и ассоциативные связи представляются одинаково убедительными (так, например, мне показалось крайне сомнительным соотнесение Колесова с Дон Жуаном), но в большинстве своем данные наблюдения носят не только оригинальный и самостоятельный, но и весьма продуманный характер. Далее С. О. Шаплова исследует основные сюжетоформирующие факторы и особенности временной организации в драматургических текстах Вампилова. Вторая глава посвящена анализу наиболее значимых для вампиловских пьес мотивов. Мотивный анализ, содержащийся в первом разделе, выполнен на высоком профессиональном уровне. Итак, в рецензируемой ВКР полностью раскрыта заявленная в названии тема, имеется обусловленная задачами исследования структура, отражены актуальные проблемы теоретического и практического характера, использована современная литература и достижения науки и практики, дано развернутое обоснование выводов. Работа доступна читателям с точки зрения языка, стиля и расположения материала. Работа лишена сколько-нибудь серьезных недостатков и заслуживает высокой оценки. «_5___»_июня_ 2017 г. __________________ Большев А.О. _________________ Подпись ФИО