Отзыв научного руководителя на ВКР бакалавра Растворцевой А. Н. Анализ оценочной лексики в масс-медийных немецкоязычных текстах дискурса предвыборной кампании в США (2016 год) ВКР бакалавра Растворцевой А.Н. посвящена аксиологическому аспекту современного немецкого политического дискурса в целом, и дискурса предвыборной кампании, в частности, изучению категорией оценки, отражающей аксиологические категории или оценочные модальности в немецком языке. Общее количество проанализированного материала - примеры употребления оценочной лексики из 47 статей примеров, что подтверждает степень достоверности результатов исследования. Актуальность исследования определяется его вовлеченностью в изучение дискурса и его лингвистической реализации на примере анализа освещения предвыборной кампании в США (2016 г.) в немецких СМИ, в апробации методологического аппарата подобных исследований. В основу ВКР положен тезис о том, что политическое соперничество - главная составляющая дискурса политических предвыборных кампаний как реализация его агональной функции – имеет вербальное воплощение, отражаемое с помощью лексических средств оценки. Анализ названных средств, а именно лексики первичной и вторичной номинации, а также многокомпонентных словосочетаний, употребляемой для создания портрета американского политика, является предметом исследования. Выбор объекта исследования - предвыборная кампания в другой стране - объясняется тем, что в Германии названные политические события являлись предметом пристального интереса СМИ, широко совещались в них, при этом выбор лексических средств оценки так велик, что не вызывает сомнения в необходимости его научного изучения. В соответствие с этим, задачи исследования в ВКР магистра заключаются в тщательном анализе и выявлении возможных оценочных средств, и их применения для реализации аксиологических категорий «хорошо» - «нейтрально» - «плохо». ВКР имеет логическую структуру: в Главе 1 «Языковые средства выражения оценки в публицистических текстах» А.Н. Растворцева излагает теоретические основы исследования, а именно рассматривает язык СМИ в функционально-стилистическом аспекте, воздействие масс-медиа на языковые процессы, объясняет дискурс предвыборных кампаний как разновидность политического дискурса, выражение оценки в средствах массовой информации (опираясь на работы авторитетных германистов Е.М.Вольф, О.И.Москальской, М.П.Брандес, Е.И. Шейгал, И.И. Чернышевой, М, Д. Степановой, Т.Г. Добросклонской, Г.Я.Солганика и немецких исследователей). В этой главе, помимо прочего, приводятся 10 функций дискурса предвыборных кампаний, реализируемых на 3 уровнях: геолингвистическом, интер- и интралингвистическом. В Главе 2 «Анализ лексических средств оценки в освещении дискурса предвыборной кампании США 2016 г.» согласно сформулированной цели, с применением метода сплошной выборки, метода многоуровневого анализа дискурса (DIMEAN), метода семного анализа, метода словообразовательного анализа, метода стилистического анализа рассмотрено и классифицировано 18 типов оценочных средств в реализации 6 типов оценки (согласно типологии Н.Д. Арутюновой), среди которых отмечены такие случаи стилистических тропов и фигур с реализацией оценочной функции как метафора, персонификации, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, оксюморон, катахреза, антономасия, эпитет. Анализ привел к выводу об отсутствии последовательной реализации категории оценки и ее общей амбивалентности в освещении предвыборной кампании в США 2016 года. Таким образом, в рамках исследования, проведенного А.Н. Растворцевой, логично соединены дискурсивный и семантический анализ немецкой оценочной лексики. Особое внимание отводится применению современной модели DIMEAN. Каждый раздел главы завершают выводы, что отвечает требованиям научной этики исследования. В Заключении приводятся обобщающие результаты работы. Количественно оцененное соотношение текстовых совпадений с источниками, авторство которых установлено, в работе –21 % (результат проверки в модуле Safe Assign, Black Board). Выявленные совпадения являются названиями русских научных изданий и издательств, стандартизированными клише научного дискурса, ссылками на статью Солганика Г.Я. «О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ)», на учебное пособие Демьянков В. «Интерпретация политического дискурса в СМИ» // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. — М. Изд-во Моск. ун-та, 2003, ссылкой на работу Т. ван Дейка, размещенной в сети Интернет, определение метонимии, и не носят характер неправомерного заимствования. ВКР бакалавра А.Н. Растворцевой «Анализ оценочной лексики в масс-медийных немецкоязычных текстах дискурса предвыборной кампании в США (2016 год)» - самостоятельное квалификационное сочинение, в котором предлагаются и перспективы дальнейшего исследования в области изучения оценочного потенциала дискурсивно релевантной лексики. ВКР бакалавра А.Н. Растворцевой соответствует всем требованиям, предъявляемым к сочинениям такого рода в Санкт-Петербургском государственном университете, может быть допущена к защите и оценена положительно. К.ф.н., доц. Кристина Валерьевна Манерова Кафедра немецкой филологии СПбГУ199034 Санкт-Петербург Университетская наб., д. 11 Аудитория 192 (812)328-97-15 www.spbu.ru k.manerova@spbu.ru