РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Азарочкиной Валерии Геннадьевны по теме «Творчество С. Шерман и гендерная теория искусства» Выпускная квалификационная работа Азарочкиной В. Г. посвящена актуальной для современного искусствознания проблеме интерпретации творчества известной американской художницы, работающей с фотографией, С. Шерман в контексте гендерной теории искусства. Содержание работы соответствует заявленной в названии теме, которая представляется раскрытой в данном исследовании достаточно полно. Структура работы, состоящей из историографии, 3 глав, введения и заключения, является обоснованной теми задачами, которые автор ставит в начале исследования. В работе отражены основные проблемы теоретического и практического характера, связанные с творчеством С. Шерман. Научная литература по творчеству С. Шерман проработана автором достаточно полно и включает в себя как «классические» работы, посвященные художнице (исследования Р. Краусс, А. Данто, Л. Малви и др.), так и новейшие публикации. Сделанные автором выпускной квалификационной работы выводы представляются достаточно обоснованными. Выпускная квалификационная работа Азарочкиной В. Г. представляет собой систематическое исследование творчества С. Шерман, в котором основное внимание уделяется таким ключевым сериям художницы как «Кадры из кинофильмов без названия», «Исторические портреты», «Сексуальные картины», «Ужасы», в контексте гендерной теории искусства. К числу достоинств работы относится то, что творчество С. Шерман исследуется в контексте искусства XX в. в целом и фотоискусства в частности, что позволяет автору выявить как новаторство С. Шерман по отношению к ее предшественникам, так и ее влияние на последующее развитие фотоискусства. Работа предлагает комплексное теоретическое осмысление творчества С. Шерман в контексте гендерной теории искусства, опираясь на такие известные концепции как «мужской взгляд», «миф», «отвратительное», «горизонтальность», «бесформенное» и т.д., предложенные крупнейшими западными исследователями. В то же время следует отметить, что теоретическое осмысление творчества С. Шерман в данной работе превалирует над анализом фактического материала, что в определенной степени обосновано темой исследования. Работа представляется доступной читателям с точки зрения языка, стиля изложения и наглядности иллюстраций. 16 мая 2017 г. Шик И. А.