РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося в СПбГУ Худяковой К.В. на тему: «Особенности коммуникативной сферы подростков с различным уровнем креативности» по направлению подготовки 37.03.01 – Психология основная образовательная программа «Психология» Выпускная квалификационная работа К.В. Худяковой посвящена изучению взаимосвязи коммуникативных особенностей (на основе социометрического статуса и самооценки параметров, связанных с коммуникативной сферой) и креативности у подростков. Актуальность темы определяется тем, что подростковый возраст является в определенной мере сензитивным периодом и для формирования субъекта общения, и для развития креативности. В то же время, как известно, одаренные и креативные подростки могут иметь некоторые личностные особенности и проблемные зоны в области общения со сверстниками. В этом плане изучение коммуникативной сферы подростков через измерение их социометрического статуса, а также изучение самооценки, на которую в этом возрасте оказывает сильное воздействие оценка сверстников, представляется важным как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Первая глава содержит хорошо структурированный обзор теоретических и эмпирических исследований по изучаемым проблемам, опирающийся на 60 научных источников, включая 16 публикаций на английском языке. В ней раскрыты основные теоретические конструкты, используемые в эмпирическом исследовании, рассмотрены основные подходы к изучению креативности, проанализированы изменения в коммуникативной сфере и самооценке подростка. Два последних параграфа посвящены методу социометрии и развитию креативности в подростковом возрасте. Вторая глава посвящена дизайну исследования. Выборка исследования достаточно представительная – 102 подростка-семиклассника от 12 до 14 лет и примерно одинаковая по полу: 47 мальчиков и 55 девочек. Следует также отметить, что в исследовании приняли участие подростки из мегаполиса (Санкт-Петербург) и из небольшого города Свердловской области. Эмпирические методы подобраны адекватно задачам исследования. Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается адекватным применением методов математической статистики (T-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ и корреляционный анализ по Пирсону). Третья глава посвящена анализу эмпирических результатов. Данные анализируются с учетом факторов проживания в мегаполисе/небольшом городе и пола. Корреляционный анализ был проведен на всей выборке, а также в группах подростков из мегаполиса и небольшого города, мальчиков и девочек. Выявлено, что в небольшом городе самооценка уверенности в себе у подростков положительно коррелирует с показателями креативности «уникальность» и «оригинальность», но отрицательно – с продуктивностью, в то время как самооценка авторитета у сверстников положительно коррелирует с продуктивностью. Это показывает важность уверенности в себе для продуцирования редких и оригинальных ответов и в то же время указывает, что выше свой авторитет у сверстников оценивают не подростки с высокой оригинальностью мышления, а подростки с высокой беглостью мышления. Еще более явно эта закономерность проявилась на выборке подростков из мегаполиса: чем выше оригинальность у подростков, тем ниже их самооценка авторитета у сверстников. У мальчиков также проявилась положительная корреляция самооценки авторитета у сверстников и продуктивности, в то время как у девочек взаимосвязей не выявлено. Выявленные закономерности проявились и при изучении социометрического статуса: он выше у подростков с высокой продуктивностью и ниже у подростков с высокой оригинальностью. Показательны в этом плане оказались также результаты дисперсионного анализа при сравнении креативности групп подростков с разным социометрическим статусом. Выявлено, что уникальность и оригинальность увеличиваются от предпочитаемых к изолированным, а продуктивность наоборот снижается. Таким образом, исследование имеет практическую значимость – оно указывает на проблемные зоны у более креативных подростков в области коммуникативной сферы, о чем свидетельствуют более низкая самооценка авторитета у сверстников и более низкий социометрический статус в группе. Работа хорошо иллюстрирована, содержит таблицы и рисунки. В качестве замечаний и пожеланий можно отметить следующее: 1.В первой главе желательно было бы более подробно раскрыть понятие «социометрический статус» и описать факторы, влияющие на него в подростковых группах. 2.В описании выборки необходимо указать количество подростков из разных городов. 3.В названии работы упоминается про «различный уровень креативности подростков», в то время как в работе представлены взаимосвязи самооценки и социометрического статуса с показателями креативности и сравнительный анализ по другим факторам. Если типологический анализ по уровню креативности не выявил значимых различий, это нужно было отразить в тексте. 4.После рисунков корреляционных плеяд желательно было бы дать условные обозначения к линиям (знак и уровень значимости). Из текста это понятно, но условные обозначения облегчили бы восприятие наглядного материала. Несмотря на представленные замечания и пожелания, следует отметить, что выпускная квалификационная работа К.В. Худяковой представляет собой законченное исследование, соответствует всем необходимым требованиям, предъявляемым к данному виду работ и заслуживает оценки «отлично». Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Василенко В.Е. 23.05.17.