Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки IV курса Санкт-Петербургского государственного университета Светланы Владиславовны Синицы на тему «Жизнь и творчество Сапфо: “женская поэзия” в социокультурной истории архаической Греции» Выпускная квалификационная работа С. В. Синицы посвящена значимой и интересной теме, которая касается особенностей культурно-исторического развития Греции в архаический период, когда личность заявила о себе и в политике, и в творческой деятельности: это время первых известных нам по именам законодателей, тиранов, ойкистов, художников. Греческая архаика стала временем рождения лирической поэзии, которая давала особенные возможности для самовыражения личности. Кроме того, образ знаменитой Сапфо, обросший легендами уже в античную эпоху, и ее творчество обращает нас и к проблемам гендерной истории, столь популярной в современных научных штудиях. Работа С. В. Синицы (общим объемом 52 с.) состоит из Введения, трех глав и Заключения. Введение содержит необходимые для этой части работы разделы. Прежде всего, это обоснование значимости и актуальности выбранной темы, определение хронологических рамок работы, постановка цели и задач исследования, указание на особенности различных видов нарративных источников и разбор имеющейся научной литературы по данной проблеме. Важнейшим источником для данной работы послужили сохранившиеся фрагменты мелики Сапфо (в том числе и совсем недавно обнаруженные и введенные в научный оборот), кроме того, С. В. Синица опирается и на другие свидетельства античной литературной традиции, в том числе и поздней. Автор работы рассматривает архаическую поэзию в контексте исторических проблем, поэтому привлекает не только специальные исследования, посвященные различным аспектам личности и творчества Сапфо, но и литературу по истории архаического Лесбоса, греческой аристократии, общим проблемам гендерной истории. Автор учитывает новейшую отечественную и зарубежную литературу (преимущественно, на английском языке), активно использует ее в изложении научных дискуссий по различным аспектам избранной темы и в историографическом обзоре, и в последующем изложении материала. Структура работы определяется поставленными автором задачами и отражает важнейшие аспекты данной темы. Первая глава посвящена анализу сохранившихся свидетельств античной традиции об обстоятельствах жизни Сапфо, многие из этих сообщений справедливо признаются автором работы легендарными. В этой части работы С. В. Синица рассматривает также положение женщины-аристократки в общественной жизни архаического Лесбоса. Во второй главе она обращается к анализу окружения Сапфо в социокультурном контексте, прежде всего, к вопросу о характере женского сообщества, которым, согласно античным свидетельствам, руководила поэтесса, и изучает сохранившееся предание о ее взаимоотношениях с другим знаменитым лесбосским поэтом – Алкеем. В третьей главе разбираются основные темы поэзии Сапфо и значение ее творчества для развития последующей поэтической традиции и европейской культуры. Изложение в тексте работы довольно логично и достаточно аргументировано. С. В. Синица делает ряд важных выводов и наблюдений, которые завершают главы работы и содержатся в Заключении, они не вызывают принципиальных возражений. В частности, С. В. Синица подчеркивает, что античная традиция о жизни Сапфо наряду с историческими фактами содержит множество недостоверных преданий, которые во многом и сформировали ее образ в европейской культуре последующего времени; пример Сапфо, а также общая картина интеллектуальной и творческой жизни аристократического общества архаического Лесбоса, к которому принадлежала и сама поэтесса, и ее окружение, по мнению автора, убеждают в том, что женщина в архаическую эпоху имела определенные возможности участия в общественной жизни и проявления своих талантов; автор полагает, что женское сообщество, которым руководила Сапфо, представляло собой культовое содружество; по замечанию С. В. Синицы, лирическая поэзия оказалась одним из самых востребованных жанров в античном литературном наследии, в котором лирика Сапфо стала особенно притягательной для поэтов последующих времен, и др. Хочется подчеркнуть, что работу отличает несомненный интерес автора к изучаемой им теме, а также к проблемам рецепции античного наследия в европейской культуре. Особенно близкой в этом отношении автору оказывается русская поэзия Серебряного века. Укажем также, что проблемами архаической поэзии как исторического источника и творчеством Сапфо С. В. Синица занималась, начиная со второго курса обучения. Результатом ее обращения к различным аспектам этой темы стали неоднократные выступления с докладами на различных научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых («Античность XXI века», «Рождественские агоны», ежегодные «Ноябрьские чтения» в Институте истории СПбГУ и др.), в том числе общероссийских и международных (в СПб, Москве, Ярославле, Самаре, Саратове). В заключение отметим, что, на наш взгляд, автор работы справился с задачами, поставленными во Введении, тема, заявленная в названии работы, раскрыта полностью, работа строится на анализе источников, в изложении материала автор опирается на широкий круг исследований, сопоставляя имеющиеся в современной науке оценки и суждения; работа снабжена грамотно оформленным научно-справочным аппаратом. Таким образом, работа С. В. Синицы отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает высокой оценки. Научный руководитель д.и.н., проф. кафедры истории древней Греции и Рима СПбГУ О. В. Кулишова 23 мая 2017 г.