Рецензия на выпускную квалификационную работу Валерии Богдановны Демкович «“Костюмные серии” как иконографический источник русского фарфора второй половины XVIII — начала XX веков» Гравюра как иконографический источник для монументальной и станковой живописи и декоративно-прикладного искусства — тема, которая неизменно была востребована и все же по сей день остается актуальной в силу неисчерпаемости материала. Выявление источника всегда является сложной задачей, требующей кропотливых изысканий и большой эрудиции. Конечной целью является определение общих тенденций, выяснение особенностей интерпретации композиции в зависимости от выразительных средств того или иного вида искусства, эпохи, страны и ее культуры. Обращение к такой теме требует определенной исследовательской смелости. Избранная Валерией Богдановной Демкович в рамках этой темы проблема — исследование “костюмных серий” как иконографического источника русского фарфора второй половины XVIII — начала XX веков — отличается несомненной новизной. Несмотря на многочисленные разрозненные упоминания графических прообразов росписи по фарфору и фарфоровой пластики, эта проблема до сих пор не становилась предметом специального исследования. Заявленная в названии тема раскрыта на материале русского искусства второй половины XVIII-XIX века. Автор обращается к материалу, который лишь в последние годы удостоился внимания искусствоведов, — костюмно-этнографическим сериям и альбомам А. Дальштейна, Ж.-Б. Лепренса, Х.-Г.-Г. Гейслера, Дж.А. Аткинсона, Е. В. Корнеева, Т. Паули и других. В виду недостаточной изученности их Валерия Богдановна в историографическом обзоре (Глава 1) обращается не только к истории непосредственно той проблемы, которой посвящена ее работа, но и к истории исследования самих костюмно-этнографических серий, которые впоследствии стали использоваться как иконографический источник для фарфора. Оправданным видится также введение особой главы (Глава 2), в которой освещена история их создания и особенности. Благодаря этому третья глава, в которой представлен анализ костюмных серий в качестве иконографического источника фарфора, базируется на прочном основании. Все главы разделены на параграфы в соответствии с логикой изложения. Историографическая глава членится на два тематических блока — об истории изучения костюмных серий и об истории изучения их использования в качестве иконографических источников. Глава о костюмно-этнографических альбомах разбита на параграфы по хронологическом принципу. Глава непосредственно о костюмных сериях как иконографическом источнике содержит три параграфа. В первом рассмотрены источники композиций «Гурьевского сервиза». Во втором — источники трех тематически связанных серий «Народности России» (1780-1790-х гг.), «Торговцы и ремесленники» (1780-1790-х гг.) и «Народности России» (1907-1917 гг). В третьем — «Волшебный фонарь» 1817 г. как иконографический источник серии фигур Ф. Я. Гарднера. «Введение» же и «Заключение» в соответствии с законами жанра составляют основу композиции работы. Во «Введении» обоснована актуальность и новизна темы, ясно, грамотно сформулированы цель и задачи работы, охарактеризована ее структура. В «Заключении» лаконично изложены выводы. Таким образом, структура работы отличается строгой продуманностью. Валерией Богдановной Демкович собран богатый интереснейший редкий материал. В результате ознакомления со значительным корпусом литературы (15 наименований в списке источников; 56 изданий в списке литературы, в том числе публикации последних лет), выявленной при помощи библиографических изысканий и посвященной различным темам, ей удалось обнаружить большое количество примеров заимствования в росписи по фарфору и в мелкой пластике композиций из костюмных серий. В превосходном альбоме из 79 иллюстраций они представлены в виде пар-сопоставлений — правильно выбран принцип представления изобразительного материала, в данном случае наиболее целесообразный и эффектный. Проведенный студенткой анализ совершенно самостоятелен. Ею предпринята попытка не только описать изменения, которые претерпели композиции гравюр в своем новом воплощении – в росписи по фарфору или в миниатюрных фарфоровых скульптурах – но и объяснить их истоки — связать с особенностями техники, изменениями в моде (в отношении костюмов). Опираясь на собранный солидный материал, Валерия Богдановна Демкович устанавливает, какие альбомы были более востребованы в качестве источника иконографии, а какие менее, какие сцены и типы были особенно популярны, а какие не были заимствованы вовсе (пресловутые изображения телесных наказаний). Вместе с тем работа не свободна от недостатков. Выводы могли бы иметь более высокую степень обобщения и одновременно быть более обстоятельными и подробными. Изложение, в целом отвечающее требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, иногда не вполне соответствует академическим нормам и нуждается в большей стилистической выверенности. Учитывая вышесказанное, считаю возможным и необходимым допустить выпускную квалификационную работу Валерии Богдановны Демкович до защиты. К. иск. Е.А. Скворцова