РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Зориной Валерии А. «Теории и практики обретения бессмертия в даосизме эпохи Шести династий (III – VI века)», выполненной по специальности – 033000 Культурология, специализация – «Китайская культура» Представленная работа В.А. Зориной является научным исследованием на очень интересную и актуальную для востоковедения и религиоведения тему. Речь идет об изучении даосских представлений о бессмертии и практиках его обретения в эпоху Шести династий в трех школах: «Школа письмена трех Августейших» (Саньхуанвэнь), «Школа Высшей Чистоты» (Шанцин) и «Школа Духовной Драгоценности» (Линбао). Выбор темы грамотно аргументирован во введении, там же раскрывается её актуальность, характеризуется степень изученности вопроса, формулируется цель исследования, определяются его объект и предмет, обозначаются хронологические рамки и источниковая база, указываются методология и новизна исследования, демонстрируется общая структура работы. В частности, отмечается, что несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению даосизма, и, непосредственно, даосских школ III – VI вв., автор предпринимает попытку сопоставления теорий и практик обретения бессмертия в этих школах, опираясь на источники, что, безусловно, и является отличительной особенностью данной работы. В этом смысле, можно предположить, что она восполняет определенный пробел в отечественной историографии. Научное исследование В.А. Зориной представляет собой хорошо структурированную работу, написанную грамотным языком, которую отличает доступность изложения материала, внимание автора к историко-культурным деталям, ссылки на источники и умение их комментировать, самостоятельно, на основе имеющихся знаний, строить гипотезы и делать обоснованные выводы. Обращает на себя внимание внимательное отношение автора к англоязычной литературе, помимо изучения работ на русском языке, и очевидное знание китайского языка, позволяющее читать (или сверять) первоисточники в оригинале. Первая глава данного исследования посвящена особенностям даосской алхимии в изучаемый автором период Шести династий, в ней говорится о самом понятии бессмертия как о важном концепте даосской религиозно-философской мысли и существовавших практиках его достижения («подготовительные практики», даосская «внутренняя» и «внешняя» алхимия) в трех изучаемых автором школах. Отдельные параграфы посвящены каждой из этих школ, указаны первоисточники, к которым обращается автор для достижения своей цели. Глава построена очень грамотно и логично. В конце главы поведены итоги, сделаны обобщения. Во второй главе подробно излагаются описанные в первоисточниках практики обретения бессмертия в изучаемых школах. Особенно пристальное внимание уделяется произведению Гэ Хуна «Мудрец, Объемлющий Первозданную Простоту» («Баопу цзы»), а также таким текстам как «Книга Жёлтого дворика» (школа «Высшей чистоты») и «Книга пяти талисманов» («Школы Духовной Драгоценности»). Глава также отличается грамотностью и логичностью, в конце главы подведены итоги. В заключении делаются общие выводы, приводится список источников и литературы в количестве 38 наименований на русском, английском и китайском языках. Содержание работы полностью соответствует заявленной в названии теме, которая достаточно полно раскрыта автором. Представленный труд производит самое благоприятное впечатление. Следует отметить профессионализм автора, понимание того, что популярность темы достижения бессмертия в даосизме в рассматриваемый период связана со сложной социально-политической обстановкой на территории Китая, с нашествием кочевников, войнами, децентрализацией власти. По словам автора, однако «именно в этот нестабильный период для культуры Китая наблюдается подъём духовной культуры, появляются и расцветают даосские школы, которые разрабатывают теории и практики обретения долголетия и бессмертия» (с. 65). Действительно, можно сравнить это время, например, с эпохой эллинизма, которая ознаменована мощнейшими социально-политическими и культурными фундаментальными трансформациями, начиная с походов Александра Македонского и заканчивая утверждением (и последующим распадом) единой Римской империи. Как известно, в этот период возникли и стали популярны философские школы, в рамках которых особое внимание уделялось созерцательным практикам и решению фундаментальных вопросов жизни и смерти. Эпоха эллинизма была временем споров между стоиками и эпикурейцами (равным образом избегавших «мирской суеты») о богах и бессмертии души, развитием религиозной мысли неоплатоников и периодом становления христианства (а вместе с тем и христианского учения о бессмертии души). При чтении работы В.А. Зориной, посвященной даосизму, возникает огромное количество историко-культурных параллелей или возможностей для компаративного анализа, которые хотя и выходят далеко за рамки представленного исследования, хорошо бы хотя бы только иметь в виду. Именно компаративные исследования (сравнительное религиоведение) в науке о религии имеют очень высокую ценность. Дело в том, что одним из недостатков автора является абсолютная увлеченность своей темой и попытка представить все то, о чем говорится в данной работе, как нечто уникальное, включая, кажется, даже саму идею бессмертия. Без сомнения, В.А. Зориной отлично показана специфика представлений о душе в даосской традиции, и то, как даосы представляли себе бессмертных. Но кажется, что автору часто уникальным представляется абсолютно все, о чем она пишет, и здесь возникает некоторая путаница. В самом начале работы говорится, что именно «китайский народ», начиная с древности, «задумывался о продлении жизни и обретении бессмертия» (с. 3). В дальнейшем дается пояснение, что речь идет «в большинстве случаев» о достижении «телесного бессмертия», поскольку, «идея бессмертия души не прижилась в культуре Китая (если не считать идеи перерождения души в буддизме)» (с. 15). Разумеется, на лицо очевидная ошибка в высказывании о буддизме, это понятно и можно было бы сослаться на невнимательность автора. Но интересно другое. Работа насыщена цитатами, и эта ошибка также из цитируемого сочинения (в данном случае автором указана ссылка: Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / Линь Юйтан; пер. с китайского и предисл. Н.А. Спешнева. М. : Вост. лит., 2010. С. 57). Очевидно, автору не хватает критического отношения к изучаемой литературе, и, вероятно, библиографический список можно было бы значительно расширить. Так, некоторых недоразумений, которые встречаются в тексте, можно было бы избежать, написав краткий обзор истории зарождения даосской традиции, кратко рассказав об особенностях даосизма, а еще лучше – плюс к этому написать хотя бы самый минимальный обзор по проблеме «достижения бессмертия» в истории религий. Хотелось бы, чтобы в работе были не просто пересказаны представления бессмертии, а сказано, действительно ли уникален, например, тот интересный даосский взгляд на душу/души, который приводится в работе, показаны какие-то историко-культурные параллели. Если, предположим, в даосизме такие-то взгляды уникальны, то откуда мы об этом знаем? С какими именно архаическими воззрениями или развитыми религиозно-философскими учениями мы сравниваем эти представления о душе и бессмертии, чтобы заявлять об их уникальности, или же они не уникальны, и мы можем найти в избытке параллели в истории религий? Хотя автор, разумеется, и не ставит такой цели, тем не менее, это бы существенно обогатило работу (равным образом, как и несколько предложений о том, что такое алхимия как таковая в истории мировой культуры). Все это вывело бы работу на самый высокий уровень, к которому студентам нужно стремиться. Во-вторых, что касается особенностей китайского менталитета. В.А. Зорина пишет, снова ссылаясь на Линь Юйтан, и эта мысль встречается в работе очень часто: «одной из национальных черт характера китайцев является довольство жизнью: они принимают жизнь такой, какая она есть и пытаются жить счастливо и мирно, наслаждаясь любыми проявлениями жизни» (с. 15). Хотелось бы заметить, что рецензент только что получил для написания отзыва выпускную квалификационную работу об образе или стереотипе итальянца в других культурах (специализация – «культура Италии»), где написано все то же самое, что В.А. Зорина пишет про китайцев (в том числе, исходя из прочитанных ею книг китайцев о самих себе). А именно, там говорится, что итальянцы представляются окружающим жизнерадостными, жизнелюбивыми, и так далее. Список народов можно продолжать: например, древние греки, как и китайцы-даосы, полагали, что главное – это чувство меры, и тоже предпочитали земную жизнь бледному прозябанию в царстве Аида. Вопрос о счастье также был поставлен античной мыслью именно в период эллинизма – философы-стоики, например, как раз именно и считали, что «жизнь следует принимать такой, какая она есть» (как В.А. Зорина пишет о китайцах). Идея божественного провидения, или судьбы, таким образом, безусловно, в истории религий связана с идеей души и бессмертия. Что же касается Индии, то, конечно, работа бы значительно выиграла, если бы все перечисляемое о практиках «достижения бессмертия» в даосизме, а именно – гимнастика даоинь, сексуальные и созерцательные (в том числе, визуализация, осознанность и так далее) практики, были хотя бы только в нескольких предложениях сопоставлены с индийской йогой. Разумеется, опять же, это выходит за обозначенные в работе научные рамки исследования, но позволит автору в будущем дистанцироваться от своего предмета и материала. Выпускная квалификационная работа, посвященная такой теме, как бессмертие, безусловно, заслуживает особого внимания различных специалистов в области истории религий. Представленная работа В.А. Зориной является замечательным научным трудом, все недостатки которого, в конечном счете, можно свести, вероятно, именно к одному – это недостаточная дистанцированность автора от объекта исследования, что выражается в такой фразе: «Конечно, бессмертные существуют, но чаще всего они скрываются от людей и не показывают им своей истинной сущности» (при пересказе трактата Гэ Хуна «Баопу цзы»). Автор постоянно говорит о бессмертии как о «данности», и при этом понимает под этим именно «даосское бессмертие» (а не какое-то другое!) – такова стилистика работы, в которой недостаточно четко отделены пересказы даосских представлений от авторского текста. Однако замечания не умаляют достоинств представленной работы, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, является научным исследованием, и, безусловно, заслуживает оценки «отлично». Кандидат философских наук, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ Г.Е. Боков. 15 мая 2017 года.