РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Жук Елены Алексеевны по теме «Национальная и религиозная проблематика в наследии Дж. Ашера» Избранная Е. А. Жук тема выпускной квалификационной работы вызывает неподдельный интерес в контексте возросшего в последние десятилетия в современной российской науке внимания к религиозным и религиозно-политическим сюжетам. Обширное наследие Джеймса Ашера (1581-1656) в данном контексте традиционно было и остается поводом для разнообразных дискуссий, начало которым было положено еще при жизни этого известного церковного деятеля и ученого. В работе затронуты вопросы этно-религиозной идеинтичности и самостоятельной структуры Церкви Ирландии, что, несомненно, является актуальной темой и в наше время, в которое продолжается полемика между различными конфессиональными группами ирландского населения, сторонниками и противниками идеи общности с Англией. Хотя во введении оговаривается, что в работе будут рассматриваться лишь два его сочинения «Трактат о религии, в древности исповедуемой ирландцами и британцами» и «Древности британских церквей», во второй главе говориться и о проповедях, и о трактатах: в итоге в списке использованных источников значатся шесть работ Дж. Ашера. Возможно, о них также стоило упомянуть во введении при рассказе об источниковой базе. Впрочем, намерение начинающего исследователя заняться столь сложным источниковым материалом само по себе заслуживает поощрения. В целом, содержание работы соответствует заявленной в названии теме. В работе Е.А. Жук изложен материал, до сих пор крайне мало известный в российской историографии. В то время как фигуры иерархов Церкви Англии неизбежно попадали в поле зрения российских исследователей тюдоро-стюартовского периода, и биографии, и литературное наследие шотландских и тем более ирландских епископов до сей поры мало знакомы русскоязычной аудитории. Этим фактом следует объяснить большое внимание, уделяемое дипломанткой изложению политической и творческой биографии главного героя. Это проясняет и некоторую непропорциональность глав: очень много места в работе посвящено биографии персонажа в первой главе и мало систематическому и детальному исследованию источников во второй и третьей главах. Тем не менее, разбивка на главы соответствует анонсированным во введении задачам. Впрочем, компенсацией краткости второй и третьей глав служит то, что первая биографическая глава содержит обширные экскурсы и обзоры содержания трактатов и проповедей архиепископа Ашера. Это кажется вполне объяснимым, поскольку историко-культурные воззрения стюартовских интеллектуалов в большой степени определялись их профессиональной деятельностью и непосредственными конфликтами, в которых они принимали участие. Заявленная в названии тема раскрыта лишь фрагментарно и оставляет большие перспективы для дальнейшего изучения. Напрямую анализу религиозных и этнических сюжетов отведена лишь третья глава. В ней мысли обучающейся (в целом не вызывающие сомнений и совпадающие с направлениями существующей историографии по вопросу) приводятся в тезисном режиме, без их расширенного исследования. Как следует из приведенного списка литературы, Е.А. Жук привлекает широкий спектр как классической, так и самой современной литературы на русском и английском языках. Среди положительных сторон квалификационной работы хочется отметить использование источников как на латинском, так и на английском языках, умение оперировать существующей литературой и давать критические оценки историографическим концепциям. Говоря об отрицательных сторонах, нельзя не заметить малого количества ссылок на источники, при этом некоторые цитаты из работ самого Дж. Ашера имеют ссылки на упоминания в историографии, а не на первоисточник (при этом не вызывает сомнений хорошее знакомство автора с изданиями источников). Пожалуй, еще один недостатком работы может быть названа некоторая повествовательность, а не последовательный анализ материала, однако на начальном этапе освоения столь сложной проблематики такой недочет вполне простителен. Представленная выпускная квалификационная работа заслуживает положительной оценки («хорошо»). Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов Бакалдина Елена Вячеславовна