Отзыв научного руководителя на ВКР Жук Елены Алексеевны «Национальная и религиозная проблематика в наследии Дж. Ашера» Представленная вниманию комиссии ВКР посвящена теме, крайне актуальной в контексте современных британских исследований. XVII столетие для Британского архипелага стало подлинным веком поиска и обретения разного уровня идентичностей – региональных, этнокультурных, конфессиональных, социопрофессиональных. Композитарная монархия первых Стюартов дала богатое разнообразие путей построения этих идентичностей; своеобразие вариантов диктовалось культурно-историческими особенностями развития британских композитов – Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии. В ВКР Е.А. Жук обращается с ирландскому варианту поисков национальной и религиозной идентичности, отраженному в обширном наследии Джеймса Ашера, епископа Мита и архиепископа Армы. Личность Ашера остается практически неизвестной в российской историографии, поэтому тема представленной ВКР видится безусловно актуальной. Поскольку литературное, историческое и богословское наследие Ашера необычайно велико и разнообразно, в задачи дипломантки входил общий обзор доступных источников и выделение главных сюжетов, демонстрирующих представления Ашера о сущности британской и ирландской национальной и религиозной идентичностей. Эти идеи предполагалось поместить в биографический контекст, важный постольку, поскольку политическая и религиозная деятельность архиепископа, круг его общения в Англии и Ирландии, взаимоотношения с короной как раз и определяли видение национального и религиозного. В работе дипломатке, безусловно, удалось последовательно реконструировать не только биографию главного героя, но и исчерпывающим образом показать культурно-исторический фон Англии и Ирландии середины XVII столетия. Обстоятельный нарратив первой (и по сути центральной) главы можно считать весьма удачным. В рамки биографического нарратива включены экскурсы, в которых проанализированы фрагменты произведений Ашера, создававшиеся в тот или иной период его жизни. Две аналитические главы ВКР – представляют собой скорее заявку на дальнейшее и более детальное изучение текста источников. Безусловно верные выводы дипломантки, касающиеся этнических и религиозных воззрений Ашера, требуют более детальных иллюстраций в виде цитат или, что мне виделось бы даже более желательным, пересказа текста источников. Эта краткость является, по сути, основным недостатком, снижающим общее благоприятное впечатление от стиля изложения первой главы. Разумеется, более обстоятельного изложения заслуживают и выводы работы. Тем не менее, в работе автор продемонстрировал достаточное владение историографическим и источниковым материалом, наметил основную исследовательскую проблематику, и поэтому работа заслуживает положительной оценки. Д.и.н., ст.преп. кафедры истории Средних веков А.А. Паламарчук