ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Кафедра музейного дела и охраны памятников Отзыв руководителя на выпускную квалификационную работу студента 4-го курса очного отделения Лаской Е.В. Стратегии ведущих музеев страны в эпоху социальных перемен 1980-х-1990-х (на примере Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи) Выпускная квалификационная работа по направлению 51.03.04 «Атрибуция и экспертиза объектов культурного наследия» Основная образовательная программа СВ.5063.2013 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Выпускная квалификационная работа «СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ МУЗЕЕВ СТРАНЫ В ЭПОХУ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН 1980-Х-1990-Х (на примере Государственного Русского музея и Государственной Третьяковской галереи)» – органично продолжает разработку тем курсовых работ 2-го и 3-го года обучения, посвященных истории Третьяковской галереи и «главным» государственным музеям. В первой главе, продолжая начатый в курсовой анализ развития Третьяковской галереи, Лаская подробно останавливается на той реконструкции, которую претерпела галерея в 1986-95 годах, на тех музейных переменах, что назревали, отражая общественно-политические взгляды. Вторая глава посвящена истории Русского музея в его движении от императорского музея, через советскую эпоху к современному огромному музейному комплексу. Особое внимание в соответствии с темой исследования уделено радикальным переменам, начавшимся в конце 80-х годов и приведшим к появлению «уникального, имеющего немного аналогов в мире, архитектурно-художественного музейного комплекса в историческом центре Санкт-Петербурга». В центральной, третьей главе рассматриваются стратегии главных музеев национального изобразительного искусства. Лаская приходит к выводу, что в судьбе музея – института консервативного, инерционного огромную роль играет традиция. Ход преобразований в Русском музее и Третьяковской галерее в переломные годы обусловлен в значительной степени историей « частной галереи, «переехавшей» из купеческого города в столицу, и музея, построенного с имперским размахом». Несмотря на принципиальные изменения в положении музеев, внешних условий и статусов «двух столиц», как ни странно, музеи все же сохранили черты, присущие им со дня основания, облик, стиль, пусть и в принципиально изменившейся культурной, социальной среде. Хотя, конечно, тенденции глобализации сказываются: мировая мода, например, в значительной степени диктует схожую выставочную политику. Вывод автора: и Третьяковская галерея и Русский музей, несмотря на сложные времена, сумели найти и в значительной мере реализовать оригинальную стратегию перестройки, -- достаточно аргументирован. Елена Лаская проявила себя за время обучения способным, трудолюбивым, заинтересованным студентом, из нее может вырасти прекрасный специалист, который принесет пользу любому музею. Содержание работы отвечает заявленной теме, тема раскрыта автором успешно, структура диссертационной работы отвечает логике исследования. Основные задачи исследования выполнены, список источников достаточно представителен, работа отвечает требованиям к ВКР и безусловно заслуживает положительной оценки. Дриккер А.С., д. культурологии, проф. каф. музейного дела и охраны памятников 22 мая 2017 г.