Отзыв о выпускной квалификационной работе по направлению подготовки бакалавров, В.П. Крепостновой «Философские аспекты в творчестве Пушкина» Хотя литература о Пушкине поистине неисчерпаема, о его философских взглядах написано не так много работ, поэтому тема работы В.П. Крепостновой является актуальной. Из большого количества аспектов философского мировоззрения Пушкина В.П. Крепостнова выбирает только две темы: отношение поэта к народу, к «толпе» и «онтология» Пушкина, связанная с осмыслением им реальности как столкновения полярных начал бытия: иррациональной стихии, лежащей в основе жизни, и «кумиров», абсолютных ценностей, придающих смысл культуре. Первая тема достаточно исследована в литературе, и В.П. Крепостнова не вносит почти ничего нового в ее изложение. Она правильно констатирует, что Пушкин воспринимает подлинного поэта как пророка, несущего людям высшие религиозные и философские истины, но большая часть людей не способна их понять, в связи с чем и возникает ситуация непонимания и противостояния: поэт-пророк «бичует» «толпу» за то, что она не желает слышать глас истины. По второй теме изложение является более оригинальным. Идею о дихотомическом характере «онтологии» Пушкина выдвинул Ю. Лотман, В.П. Крепостнова, принимая ее, предлагает дополнить ее третьим элементом — сферой человеческой жизни, находящейся между стихией и «кумирами». Эта средняя сфера и является главным объектом изображения у Пушкина. Во всех случаях именно конкретный человек в его живой деятельности является главным для Пушкина, поэт всегда на стороне конкретной личности, а не на стороне «кумиров», пусть даже они и выражают абсолютные ценности культуры. В.П. Крепостнова хорошо показывает, как это противостояние и это предпочтение Пушкин решает в поэме «Медный всадник», в ее центральном элементе — противостоянии Евгения, главного героя поэмы, и бронзового всадника Петра, ожившего под ударами живой стихии и преследующей человека. Явным недостатком работы является ограниченный круг проблем выбранный для анализа, за пределами рассмотрения остается очень важный аспект историософских воззрений Пушкина, да и его концепция человека, включающая проблему отношение человека к Абсолюту, остается за пределами работы, хотя без ее обзора трудно говорить об адекватности изложения философских воззрений Пушкина. Кроме того, как уже было отмечено, первая тема работы освещена достаточно традиционно, без попыток выявить в ней какие-то новые аспекты. В целом работа написана хорошим литературным языком, показывает хорошее освоение В.П. Крепостновой литературы по выбранной теме, ее умение ставить и решать сложные задачи философского анализа художественных текстов. Работа может быть оценена на «хорошо». Научный руководитель, доктор филосфоских наук, профессор И.И. Евлампиев