Отзыв Научного руководителя на выпускную квалификационную работу Калинина О. Н. Концептуализация феномена бездеятельности как альтернативного основания европейского человечества Мне хотелось бы привести в начале своего отзыва высказывание Дж. Агамбена, которое не только свидетельствует об актуальности представленного исследования, но в определенном смысле может служить эпиграфом к нему. «Человек посвящает себя производству и труду, потому что в действительности по своей сущности он лишен дела, потому что он, прежде всего, животное субботы. И машина правления функционирует как раз потому, что она завладела и поместила в свой пустующий центр бездеятельность – эту сущность человека». Следует отметить, что это не единственное подтверждение того, что тема, которую выбрал Олег Николаевич, включает его в диалог с современной философией. Ставшее уже классическим исследование Х. Аренд о деятельной жизни – яркая полемика с позицией тех, кто ставит на первое место созерцательность и незаинтересованность теоретически ориентированной европейской культуры. Несмотря на это, невозможно сказать, что концепт «бездеятельности» уже имеет законное место в системе понятий философии. Потому оправдан процессуальный аспект, включенный в название ВКР. Подчеркну, что альтернативность не обязательно должна предполагать замену одного основания другим или вопрос об иерархии, хотя, как фразе Агамбена, так и имплицитно в работе Олега Николаевича присутствует идея о том, что бездеятельность – глубина и фундамент любого действия. Альтернатива может оказаться конструктивным дополнением, выявлением ранее скрытого значения, без внимания к которому оказываются неучтенными важные модусы человеческого существования. Безусловным достоинством работы мне представляется авторская интенция, выразившаяся в самом выборе темы и в предельно адекватной структуре, представляющей собой движение от аналитики модальностей бездеятельности через отграничение искомого концепта от понятия деятельности к историческому экскурсу. Конечно, сам этот экскурс представляет собой смелый жест авторской провокации – попытку, надо сказать не безуспешную, - представить в предельно сжатом виде историческую трансформацию смысла бездеятельности, а точнее историю сокрытия бездеятельности как основания европейского человечества. Если предположить историко-философскую оценку данного раздела, то к нему могут возникнуть вопросы, связанные с необходимостью более тонких различений смыслов. Однако это было практически невозможно осуществить в рамках бакалаврского исследования. Мне представляется также теоретически оправданным объединение концепта деятельности с понятием возможностей, а также неожиданным и значимым понимание творчества как стремления к бездеятельности. Сложно не припомнить парадоксальное высказывание Агамбена, называющего искусство «деятельностью, приостанавливающей деятельность». Следует сказать, что работа Олега Николаевича представляет собой целостное самостоятельное исследование, тема, заявленная в названии, раскрыта в соответствии с требованиями, предъявляемыми к объему, дано развернутое обоснование вывода – о возможной концептуализации бездеятельности как альтернативного основания европейского человечества. Некоторые недочеты в оформлении не снижают достоинства работы, которая заслуживает самой высокой положительной оценки. 17.05. 2017 Л.В. Шиповалова