Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки дневного отделения 4 курса по направлению 040100 «Социология» Сапетовой Ольги Михайловны на тему: «Социальный имидж Государственной компании в России (на примере ОАО РЖД)» Актуальность темы исследования связана с анализом восприятия деятельности государственной компании в обществе. В отличие от коммерческих предприятий, которые работают в частных интересах, государственные компании ведут свою деятельность в соответствии с государственной политикой и на благо населения. В связи с этим социальный имидж государственной компании является своего рода маркером эффективности государственной политики и доверия к нему. Ольга Михайловна в своей выпускной квалификационной работе увязывает понятие социального имиджа с феноменом социального партнерства и социальной ответственности. таким образом, объектом исследования выступает социальный имидж ОАО «РЖД», а в качестве предмета рассматриваются факторы формирования социального имиджа государственной компании. Основной целью работы является определение факторов, формирующих социальный имидж государственной компании на примере ОАО «РЖД».. Достижение поставленной цели осуществляется благодаря последовательному решению ряда поставленных во введении к работе задач. Теоретико-методологическая база исследования представлена широким кругом отечественных и зарубежных работ в области исследования социальной ответственности, социо-политического подхода в экономической социологии, исследования социального капитала, корпоративной социальной ответственности и другие, что характеризует автора как специалиста, получившего хорошую подготовку за время учебы на факультете социологии, и владеющего навыком анализа концепций для применения их в эмпирических исследованиях. Также работа свидетельствует об умении автора применять общенаучные и специфические социологические методы исследования, включая системный подход, анализ литературы по проблеме исследования, контент-анализ, метод индивидуальных экспертных оценок, анкетный опрос. Работа интересна не только для исследователей социального имиджа, но и для руководства компании, ее сотрудников и всех пассажиров. В результате проведенного исследования втор работы определила позитивные и негативные стороны социального имиджа компании, что безусловно может служить инструментом социальной политики для ее руководства. Также работа представляет мнение потребителей услуг и их пожелания относительно качества обслуживания. Приятно узнавать, что руководство компании проявляет заботу о персонале, обеспечивает соблюдение социальных гарантий. Внутки компании имидж работодателя довольно высок. Исходя из результатов исследования ОАО «РЖД» является социально ответственной, согласно принципам социального партнерства, что обуславливает ее высокие показатели социального имиджа. Автор обозначил и основные проблемы, исходя из которых были составлены рекомендации, направленные на снижение негативных маркеров социального имиджа компании. Не смотря на вышеперечисленные достоинства работы в ней присутствуют некоторые недочеты: 1. Например, было бы интересным увидеть сравнительный анализ факторов формирования социального имиджа коммерческих организаций и государственных компаний, что могло бы усилить теоретико-методологический анализ представленной темы. 2. Также, с точки зрения концепции социального партнерства, не хватает прзиции государства в оценке социального имиджа компании, так как оно является одним из ключевых агентов, определяющих ее деятельность. Тем не менее, выпускная квалификационная работа соответствует требованиям государственной итоговой аттестации СПбГУ для бакалавров социологии, выполнена на высоком уровне и заслуживает высокой положительной оценки, а Сапетова О.М. присуждения квалификации бакалавра социологии. Д.с.н., профессор кафедры социального управления и планирования А.Ф.Борисов