Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки дневного отделения 4 курса по направлению 040100 «Социология» Сапетовой Ольги Михайловны на тему: «Социальный имидж Государственной компании в России (на примере ОАО РЖД)» Тема выпускной квалификационной работы представляет большой интерес в области исследования общественной значимости деятельности государственных компаний в России, а также в области формирования социального имиджа, который в условиях сложной экономической ситуации в стране может стать, с одной стороны, дополнительным преимуществом на рынке труда и услуг, с другой стороны, является индикатором престижа и доверия со стороны потребителей и персонала. Социальный имидж – это особенная тема, связанная, с одной стороны, с историческим капиталом, с другой стороны, с открытостью к инновациям и трансформациям. ОАО «РЖД» как объект исследования автором выбран неслучайно: во-первых, это единственный поставщик услуг по пассажирским железнодорожным перевозкам в России, практически каждый гражданин России хоть раз воспользовался железными дорогами, поэтому у каждого есть представление о том, что из себя представляет качество предоставляемых услуг. Во-вторых, компании не нужно формировать благоприятный социальный имидж для привлечения клиентов конкурирующих компаний, так как ОАО «РЖД» является монополистом на рынке. Соответственно, есть какие-то другие детерминанты и мотивы формирования социального имиджа. В третьих – компания является крупным работодателем, что позволяет судить о ее имидже со стороны сотрудников. таким образом, благодаря выбору объекта исследования возможно раскрыть и проанализировать все источники формирования социального имиджа, что и было успешно продемонстрировано автором работы. В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические обоснования и определения категории социальный имидж, представлены типологии и структура этого феномена. При этом стоит отметить, что Ольга Михайловна имеет свою авторскую позицию относительно структуры социального имиджа, которую она самостоятельно выстроила на основе критического анализа существующих теоретических подходов. Автором представлены особенности формирования социального имиджа именно в государственных компаниях, что отличает этот тип предприятий от всех остальных по стратегиям формирования имиджа. Вторая глава посвящена непосредственно исследованию социального имиджа в ОАО «РЖД» и выявлению структурных элементов, присущих именно этой компании. Кроме научной литературы автором была проанализирована текущая социальная политика компании. В ходе исследования Ольга Михайловна плотно взаимодействовала с руководством компании, что свидетельствует о ее заинтересованности, развитых коммуникативных навыках, исследовательском интересе. К сильным сторонам работы, кроме вышеуказанных достоинств, можно отнести единообразный стиль изложения теоретического материала, широкий кругозор, выстраивание собственной логики исследования, профессионализм автора. Чтобы провести интервьюирование пассажиров, автор работы специально путешествовала из Петербурга в Москву и обратно., что характеризует ее как исследователя с нестандартным и оригинальным мышлением, способного искать альтернативные пути для решения задач. Таким образом, Сапетова О.М. в своей выпускной квалификационной работе решает важные теоретические и практические задачи, что позволяет сделать вывод о том, что она за время обучения на факультете социологии СПбГУ овладела навыками теоретического и эмпирического исследования социально-экономических объектов и успешно применила полученные знания для анализа социального имиджа государственных компаний. Характеризуя Ольгу Михайловну, хотелось бы отметить, что она последовательно осваивала данную тему, проявляя самостоятельность, заинтересованность и работоспособность. Представленная выпускная квалификационная работа соответствует всем требованиям государственной итоговой аттестации СПбГУ для бакалавров социологии, выполнена на высоком уровне и заслуживает оценки «отлично». Научный руководитель рекомендует Сапетовой О.М. продолжить свое исследование в магистратуре факультета социологии по профилю «экономическая социология». Научный руководитель, к.с.н., доцент кафедры экономической социологии О.А. Никифорова