ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Стаценко Алеквтины Андреевны «Интерьер усадьбы русского художника второй половины XIX – начала ХХ веков (на примере музейных комплексов Ленинградской области)» Выпускная работа Стаценко А.А. посвящена комплексному исследованию совершенного особого явления в истории как русского изобразительного искусства, так и традиций в архитектуре и оформлении усадебного интерьера конца XIX – начала ХХ столетий – мастерской художника. Выбранный предмет исследования, еще не находил должного обособленного рассмотрения в отечественной традиции. Тем не менее мастерская была не только творческим пространством для мастера, она сохранила свидетельства самого процесса формирования реноме художника. Мастерская в этом ключе становиться в полном смысле многогранным, поддающимся междисциплинарному исследованию явлением – эта мысль находит убедительное развитие в представленной работе. Структура дипломного сочинения Алевтины Андреевны соответствует предъявляемым к подобного рода работам требованиям. Основной текст дополнен содержательным приложением с иллюстративным материалом. Отметим, что отдельные из представленных в работе фотоматериалов явились результатом настойчивых изысканий дипломанта в архивах и фондах музеев. Научные контакты, которые установились в рамках подготовки данной работы, позволили А.А. получить объективную информацию как о текущем состоянии мастерских и принципах, которые были положены в основу реставрационных процессов, так и расширить представление о бытовании мастерских в искомый исторический период. Подготовка дипломной работы носила регулярный характер. Дипломант проявил большое усердие в поиске и систематизации, а также составлению аналитического обзора разрозненной литературы – справочники, обзоры, путеводители, монографии по истории русской усадьбы. В процессе работы над историографическим очерком и основным текстом дипломант также обратился к определению круга мемуарных источников, и провел изыскательный существенный отбор упоминаний изучаемых мастерских в переписке, воспоминаниях, пометах на полях, записках. Эти живые свидетельства послужили убедительной аргументацией при написании отдельных глав. Отметим, что А.А. успешно удалось выдержать единую композицию исследования, не отвлекаясь от основного предмета. При всей очевидности и возможности сместить акценты с мастерской на собственно биографию и фигуру художника А.А. избежала этой ошибки. В то же время важную роль в исследовании дипломанта сыграло осмысление мастерских в контексте как творческой судьбы художника, так и представления о нем его современников и нас потомков. Подобный подход позволил автору широко взглянуть на выбранную проблему, и в действительности представить мастерскую не как очевидное интерьерное решение, а часть художественно и образного мира в творчестве крупных русских мастеров живописи. Представляется, что подобный исследовательский ракурс отвечает требованиям новизны. Выполненная выпускная квалификационная работа А.А.Стаценко носит завершенный характер, её представляется возможным считать успешной и рекомендовать к защите. Кандидат искусствоведения, Старший преподаватель кафедры истории западноевропейского искусства « ____» _____________ 2017 г. _____________________ А.С. Ярмош