Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса основной образовательной программы высшего образования бакалавриата «Философия» по направлению 47.03.01 «Философия» Рыбаковой Елена Константиновны на тему «Сказывание как элемент дискурса. Логико-прагматический анализ» Тема, избранная Еленой Константиновной для выпускного квалификационного исследования, является актуальной в подлинном смысле этого слова. Она актуальна не просто потому, что по проблемам, относящимся к этой теме – логико-прагматический анализ дискурса, – за последние 40-50 лет после выхода в свет знаменитых работ Дж. Остина и Дж. Сёрля было написано огромное число работ, в том числе, принадлежащих перу выдающихся философов 20 века, которые сформировали нынешнее состояние прагматики, включая её логико-философский раздел. Тема, о которой идет речь, актуальна прежде всего потому, что исследование поднятых в этой работе проблем является необходимым условием и способом ответа на вопрос какова природа языка, сознания. Это вопросы, которые никогда не потеряют актуальности, и делают актуальным почти любое обращение к входящим в эту область проблемам. Первую главу своей работы Елена Константиновна посвящает критическому анализу и изложению основных идей теории речевых актов, являющейся центральным разделом современной прагматики. При этом автор не ограничивается пересказом классических работ, а привлекает работы, в которых развиваются и критически переосмысливаются первоначальные концепции классиков. В этой главе автор излагает содержание основных категорий прагматики: речевой акт, пресуппозиции, импликатуры. Елена Константиновна, пытаясь преодолеть ограниченность толкования речевых действий в классической теории речевых актов, решается на довольно смелый шаг – вводит понятие сказывания, которому стремится придать категориальный статус в рамках исследования дискурса. Сказывание – это тот редкий случай, когда в ходе самостоятельного осмысления традиционной теории с ее зафиксированной терминологией, в данном случае англоязычной, автор вводит новое понятие, опираясь на традиции языка, в котором он мыслит. Автор использует русскоязычный термин, который приблизительно можно перевести на английский как «act of telling», не речевое действие, а акт сказывания (рассказывания), термин более общий, универсальный, не заменяющий термин речевое действие, но, в то же время, не ограниченный устоявшимся в теории речевых действий значением. Использование относительно нейтрального термина позволяет вести речь о дискурсе и его элементах, опираясь на уже разработанные теоретические концепции и при этом не рискуя внести путаницу в систему уже строго определенной терминологии. Вторая глава ВКР как раз и посвящена приданию этому понятию терминологической определенности в рамках данного исследования. В этой главе автор исследует различные аспекты сказывания, его контекстуальность, и связывает вслед за Реканати эту определённость с прагматическими интуициями, прагматической компетентностью субъекта речи. В третьей главе сказывание и дискурс рассматриваются как обусловливающие друг друга. Дискурс выступает как упорядоченная последовательность сказываний, а сказывание как элемент дискурса, определенность которого задается этой системой связей, образующих дискурс. В центре исследовательского интереса автора лежит коммуникативный контекст дискурса, его различные аспекты как коммуникативного действия. Проделанная Еленой Константиновной работа представляет интерес не только как отчет, свидетельствующий о том, что автор обладает необходимым для бакалавра философии набором компетенций и навыков, но и как самостоятельное исследование, которое было бы полезно для тех, кто приступает к изучению прагматики. В работе продемонстрированы безусловно способности автора к самостоятельному научному поиску, умение ясно и логически правильно изложить результаты своего исследования довольно сложных научных проблем, критически переосмысленных автором на основе изучения представительной, как русскоязычной, так и англоязычной литературы. Важно отметить, что эти качества Елена Константиновна демонстрировала и формировала в ходе выполнения и предшествующих курсовых исследований. Представленная на защиту выпускная квалификационная работа Е.К. Рыбаковой бесспорно соответствует предъявляемым к такого рода работам требованиям и заслуживает отличной оценки. Научный руководитель к.ф.н., доцент кафедры логики СПбГУ /А.И. Мигунов/