ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе бакалавра лингвистики Глуховой Ольги Александровны на тему «Белый цвет в русской языковой картине мира» Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена обращением автора к лингвокультурологии – одной из ведущих современных лингвистических дисциплин. Основываясь на классических, базовых теориях взаимодействия языка и культуры (В.Гумбольдт), автор дает обзор современных подходов (В.А. Маслова, В.В. Воробьев, Д.Б. Гудков, В.В.Красных, Е.И.Зиновьева), развивающих представление о языке как о важнейшем элементе культуры. Ольга Александровна Глухова сосредоточилась на изучении цветообозначения как национально обусловленного феномена, тесно связанного с языковой картиной мира носителей языка. Автор работы ставит основной задачей выявление культурно-ценностной информации, заключенной в рамках языковой единицы (цветообозначения белый), при помощи лексико-семантического исследования, проведенного диахроническом плане, что позволяет в результате сделать убедительные лингвокультурологические выводы. Строгость и скрупулезность научного описания подтверждается объемом и разнообразием лексикографического материала – данные более двух десятков словарей различных типов и различных эпох: от Словаря Академии Российской 1806-1822 гг. до Толкового словаря ключевых слов русского языка под ред. Г.Н. Скляревской 2014 г. В их число входят также историко-этимологические, фразеологические, словари синонимов, этоно-исторические, энциклопедические, словари русской ментальности и др. На следующем этапе были проанализированы контексты употреблений цветообозначения белый, извлеченные из Национального корпуса русского языка и других электронных ресурсов, представлены и проанализированы тематические классификации отбранного материала. Результаты проведенного автором свободного ассоциативного эксперимента (опроса) дали возможность выявить наличие нескольких тематических блоков, отражающих как современные представления, так и элементы традиционных, древних мифологических представлений, связанных с белым цветом в русской лингвокультуре. Можно констатировать, что с точки зрения диахронического подхода к лингвокультурологическому исследованию автору работы удалось оценить и представить глубину и культурно-исторический потенциал данного цветообозначения. Особое внимание автора было уделено проблеме символики белого цвета в русской лингвокультуре. Белый символизироует святость, чистоту, красоту, благородство, честность, свободу, радость; белый цвет – характерный признак мифологических сверхестественных существ, однако в русской мифологии это также символ смерти (данное мифологическое представление сохраняется в современном сознании, что подтвердили результаты ассоциативного эксперимента). Резюмируя, можно отметить, что данная работа (на соответствующем уровне) включается в антропоцентрическую парадигму современных лингвокультурологических исследований, безусловно, актуальных для теории и практики преподавания русского языка как иностранного. Проверка на плагиат в системе «Blakboаrd» выявила 31% текстовых совпадений, представляющих собой: 1) корректное цитирование с указанием источника, с заключением в кавычки точной цитаты и без заключения в кавычки при пересказе содержания цитаты; 2) необходимое в работе обширное корректное предъявление материалов лексикографических источников; 3) ссылки на использованный в работе материал, размещенный на сайтах интернета; 4) имена ученых, названия публикаций (в разделе «Использованная литература»); 5) клише научной речи и термины. В целом задачи работы выполнены, выводы и заключение к работе убедительны. Выполненная О.А. Глуховой квалификационная работа отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает положительной оценки. Научный руководитель – к.ф.н., доц. Кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ М.Ю. Жукова