Отзыв на выпускную квалификационную работу обучающегося СПбГУ Михайленко Александры Петровны по теме «Русский стиль» в творчестве московских ювелиров середины-второй половины XIX века» Представленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению художественных особенностей и стилистической принадлежности ювелирных изделий русских мастеров второй половины XIX века. Значительный научный интерес к самобытному явлению «Русского стиля» в контексте исследований Историзма лежит в границах музееведения, истории искусства и культуры, что делает вопросы изучения отдельных собраний и памятников актуальными с точки зрения расширения понимания междисциплинарного характера этого явления. Выбранный автором работы подход, в основе которого лежит предметное изучение творческого наследия ювелиров фирм Хлебникова, Овчинникова, Фаберже и определение художественных качеств изделий, вносит определенную новизну в хорошо знакомую область исследований, пытаясь определить не только схожие принципы интерпретации «русской стилистики», но и выявить особость каждой. Отметим, что на протяжении всего периода обучения дипломант демонстрировала большой интерес к изучению истории русского декоративно-прикладного искусства, натурно ознакомилась с большинством памятников, которые были рассмотрены в данной дипломной работе. Структура дипломного сочинения соответствует предъявляемым требованиям. Постановка цели и задач соответствует характеру выбранной темы и отражает проблемное поле исследования. Историографическое описание содержит достаточное количество работ, которые находят аналитическое рассмотрение в данном очерке. Вторая глава исследования обращена к рассмотрению историко-культурного контекста второй половины XIX столетия, в условиях которого формируются художественная образность «Русского стиля», на примере ювелирной и эмальерной практик различных ювелирных мастерских России. Третья глава во многом является центральной. Именно в ней автору удается провести самостоятельные изыскания и прийти к выводам о декоративных качествах и чертах собственного художественного языка каждого из ювелиров в контексте эстетики Историзма. Подводя итог, отметим, что представленный текст носит завершенный характер. Содержание работы соответствует заявленному во введении кругу вопросов. Несмотря на некоторую сдержанность стиля изложения, автору удалось создать ясную и вполне достоверную картину формирования национальной школы ювелирного искусства в России середины-второй половины XIX века, истоков ее национальной образности и развития художественных качеств. Выполненную работу Александры Михайленко представляется возможным считать успешной и рекомендовать к защите. Кандидат искусствоведения, Старший преподаватель кафедры истории западноевропейского искусства « ____» _____________ 2017 г. _____________________ А.С. Ярмош