РЕЦЕНЗИЯ На ВКР Анацкой Елизаветы Константиновны (основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология», профиль «Экономическая социология») по теме «Особенности потребительского поведения посетителей кофеен Новосибирска» Рецензируемая работа посвящена актуальной практической теме поведения потребителей услуг кофеен. Эта тема позволяет подойти к решению маркетинговых задач, опираясь на возможности социологии. Работа имеет четкую и логически выверенную структуру. Первая глава ВКР посвящена обзору концепций потребления. Дан обзор в основном наиболее известных работ, хотя корпус исследований по этой тематике гораздо шире. Во второй главе дается обзор исследований по социологии питания. Основные концепции представлены, хотя в целом обзор мог быть заметно обширнее. Однако, если рассматривать эти главы как обоснование теоретико-методологической рамки эмпирического исследования, данное замечание не стоит трактовать как указание на важный недостаток. Обе теоретические главы достаточно логично увязаны с темой кофеен. Интерес представляет обзор истории кофеен в России. Глава 3 «Эмпирическое исследование потребительских практик в кофейнях г. Новосибирска» представляет собой конкретный анализ кофейной культуры в большом сибирском городе. Эта глава обладает научной новизной. На основе обзора интернет-источников и интервью с экспертами сделан обстоятельный анализ состояния рынка кофеен в Новосибирске, что позволяет лучше понять логику развития этого рынка. Однако называть экспертов респондентами в данном контексте неправильно. Не представляет удачным метод анализа данных интервью с экспертами: автор последовательно пересказывает каждое из них, вместо того, чтобы анализировать тексты транскриптов с помощью осевого кодирования. Такой подход свидетельствует о незавершенном анализе. Анкетный опрос позволил получить демографический портрет посетителей новосибирских кофеен, а также их мотивацию при выборе заведения. Этот раздел выполнен в жанре отчета на основании статистического анализа. Правда, этот анализ ограничен простейшими методами. Это вполне достаточно для первого варианта, но, если бы все виды данных были обобщены в контексте выбранной теоретической рамки, работа могла бы быть более глубокой. Одним из ключевых понятий в названии работы является «особенности поведения». Однако эмпирический анализ лишь вскользь касается мотивации выбора именно кофеен. Это же касается и сравнения кофеен с ресторанами, столовыми и т.д. Особенности их поведения в сравнении с посетителями иных типов заведения, видимо, к этому не сводятся. Оформление ВКР соответствует стандартам библиографического описания. Работа написана хорошим научным языком. Основные ее положения изложены логически стройно и эмпирически обоснованы. В целом данная ВКР является вполне самостоятельной социологической работой, выполненной на хорошем профессиональном уровне. Несмотря на указанные недостатки, ВКР Е.К. Анацкой отвечает основным требованиям, предъявляемым к выпускным работам бакалаврской программы и заслуживает оценки «хорошо», а при удачной защите – и выше. Ильин Владимир Иванович, проф. Кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ Электронный адрес: ivi-2002@yandex.ru Моб. телефон: 8-952-390-36-64 20 мая 2017 г.