Отзыв на выпускную квалификационную работу на соискание степени бакалавра филологии Черноусовой Юлии Владимировны «Учение Эпикура о душе» ВКР Ю. В. Черноусовой представляет собой филологический анализ текстов эпикурейской школы, относящихся к учению о душе. Хотя этой теме посвящена довольно значительная научная литература, она продолжает вызывать интерес. Это объясняется и трудностями интерпретации источников, и интересом, который представляет учение Эпикура - попытка объяснить наблюдаемые психические процессы с точки зрения атомарной физики, и трудностями в определении философских и медицинских источников теории Эпикура. Как известно, несмотря на ее в некоторых отношениях ретроградный характер (центром психики, согласно Эпикуру, является не головной мозг, а сердце), она находится в русле современных философских и научных поисков, направленных на установления центра психики и способов передачи импульсов к этому центру и от него, увенчавшихся открытием нервной системы александрийскими врачами Герофилом и Эрасистратом, которые были младшими современниками Эпикура. В работе Ю. В. Черноусовой анализируются основные свидетельства об учении Эпикура («Письмо к Геродоту» самого Эпикура, соответствующие части 3-й книги поэмы Лукреция, а также другие релевантные разделы поэмы, и некоторые другие сохранившиеся свидетельства). В работе рассматривается двухчастное строение души (разумная и неразумная части, прообраз современной центральной и периферийной частей нервной системы), элементы из которых состоят обе части (подобия воздуха, ветра, огня и «безымянный» элемент), а также их функции. Воззрения Эпикура сопоставляются с учениями его предшественников и современников, в первую очередь Демокрита, Платона и Аристотеля, а также медицинских авторов – Диокла из Кариста, Праксагора, а некоторых последующих мыслителей – стоики, Герофил и Эрасистрат. Изучение теории Эпикура сопряжено со значительными трудностями Основное внимание уделено источниковедческого и текстологического характера, язык Эпикура весьма сложен. Ю. В. Черноусова критически учитывает мнения, высказывавшиеся другими учеными, высказывает предпочтения, выдвигает собственные предложения и не автор перед гипотезами, например, осторожно предполагая, что холодный характер ветряного элемента души, в отличии от теплой пневмы у Аристотеля и стоиков, объясняется воздействием Платона. Работу Ю. В. Черноусова писала вполне самостоятельно, руководство состояло в указании литературы, некоторых общих соображений и проверке переводов – все эти указания были в должной мере учтены в окончательном варианте работы. 12 июня 2017 г. Д.фил. н., проф. кафедры классической филологии СПбГУ А. Л. Верлинский