ОТЗЫВ научного руководителя на магистерскую диссертацию Полтевой Анастасии Юрьевна на тему: «Лидерский и социометрический статусы школьников, имеющих сиблингов», направление подготовки 37.03.01 – Психология, основная образовательная программа «Психология» Выпускная квалификационная работа Полтевой Анастасии Юрьевна является продолжением ее курсовой работы, посвященной детско-родительским отношениям. В этот раз внимание Анастасии Юрьевны было направлено на анализ взаимоотношений между детьми внутри одной семьи. Хорошо известно, что подростковый возраст – сложный период становления личности, связанный с определением границ своей социальной компетенции и завоеванием социальных позиций в группе. Роль братьев и сестер в этом процессе опосредованным образом определяет модель поведения подростка, сказываясь на выбираемых стратегиях и совершаемых поступках. В этом плане попытка исследования системы этих сложных отношений – своеобразный вызов проверки собственных исследовательских возможностей. Для молодого специалиста взаимодействие с подростками, погружение их в диагностическую ситуации является проверкой способности к организации и проведению психологических исследований, к систематизации разнообразных данных, к интерпретации полученных результатов. Такие качества как настойчивость, целеустремленность, стремление разобраться в противоречивой информации позволили Анастасии Юрьевне выйти на любопытные результаты, раскрывающие сложную проекцию внутрисемейных детских отношений на ситуацию школьной жизни, на ситуацию общения внутри класса. Полтевой Анастасии Юрьевне удалось подробно проанализировать с разных сторон, каким образом половозрастные особенности взаимоотношений сиблингов влияют на развитие лидерских качеств школьников, их социометрический статус в классе. Проведено сравнение групп и по полу, и по порядку рождения, и по наличию или отсутствию сиблинга, включая анализ каждой диады (брат или сестра). Все это в целом характеризует Анастасию Юрьевну как состоявшегося исследователя, готового к работе практическим психологом. Обсуждение полученных данных носит прикладной характер и может быть использовано для разработки развивающих программ для подростков, повышения их социальной компетентности. Работа выполнена на высоком уровне оригинальности. Максимальный процент заимствований составляет 15 процентов, большая часть которых - случайные совпадения или формализованные словосочетания, что подтверждает высокий уровень готовности Полтевой А.Ю. к самостоятельной профессиональной деятельности. Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, и.о. заведующего кафедрой психологии личности С.Н.Костромина