ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе Чучалова Артёма Викторовича на тему: «Финансирование транснациональными компаниями спортивной индустрии: социологический анализ» Выпускная квалификационная работа Чучалова А.В. посвящена исследованию транснациональных корпораций, одного из самых популярных в последнее время направлений в социальных науках. Сегодня футбольный спорт не только поддерживается транснациональными компаниями, но и сам является, по сути, транснациональным: интернациональная команда игроков, транснациональный акционерный капитал футбольных клубов, участие в международных чемпионатах, а также мультинациональный и интернациональный состав болельщиков. Взаимодействие крупного бизнеса и индустрии спорта порождает разнообразные социально-экономические и культурные процессы, изучение которых представляет большой интерес для социолога. Так, в данной выпускной квалификационной работе перед автором стоит цель - «исследовать, как ТНК, выступая спонсорами спортивной индустрии и используя различные инструменты инвестирования, формируют новую культуру потребления в сфере спорта» (С.6). Артем Викторович предпринимает попытку с социологической точки зрения рассмотреть, какие существуют закономерности в развитии спонсорских отношений в России, какие субъекты являются ключевыми на рынке спорта, как строится их взаимодействие, и, наконец, какие механизмы осуществляют их регулирование. Новизной работы является методологическая рамка исследования, в основе которой лежит эконом-социологический подход (Н. Флигстина, Д. Тросби и В.Зелизер). Чучалов А.В. выдвигает и последовательно доказывает гипотезу, выбрав в качестве эмпирического исследования транснациональную компанию ПАО «Газпром» и ее отношения с ФК «Зенит», которые начались в 2005 г. и охватывают широкий спектр вопросов: строительство инфраструктуры, содержание материально-технической базы и поддержание футбольной академии. Следует отметить, что спонсорская поддержка от транснациональной компании составляет 80% бюджета ФК «Зенит». Данный выбор эмпирического объекта обосновывается, прежде всего, личными карьерными устремлениями студента и относительной доступностью входа в поле исследования. Была выбрана смешанная стратегия сбора данных – структурированное интервью среди болельщиков ФК «Зенит» (выборка составила 130 человек) и экспертное интервью с менеджером по спортивным операциям ФК «Зенит». Главной задачей эмпирического исследования было посмотреть с обеих сторон, как изменяется культура потребления среди болельщиков. В результате Артем Викторович приходит к выводу, что отношения транснациональной компании и футбольного клуба можно описать как новый тип социального взаимодействия. Это с одной стороны, «экономические отношения потребителей в неэкономической и эмоциональной сфере спортивной индустрии» (С.52), с другой стороны – «финансово – направленный сегмент … экономической деятельности, как маркетинг и PR» (С.53) для транснациональной компании. В целом, выпускная квалификационная работа выстроена логично и последовательно, в соответствии с целью исследования. Следует отметить глубокую проработку автором литературы для выявления сущности проблемы финансирования транснациональными компаниями спортивной индустрии, что позволило сформировать необходимые методологические и методические основания для проведения эмпирического исследования. Артем Викторович продемонстрировал творческий подход, уверенное владение понятийным аппаратом современной экономической социологии и методикой проведения эмпирического исследования. Работа является законченным самостоятельным исследованием, отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам подобного рода, а Чучалов А.В. заслуживает присуждения степени бакалавра по направлению подготовки 39.03.01 «Социология». Доцент кафедры экономической социологии, кандидат социологических наук Смелова А.А.