Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе студента кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ (по направлению подготовки – 51.03.01 "Культурология", профиль – Китайская культура) Гордеева С. В. на тему «Специфика заимствования китайских мифологических образов в японской культуре» За время обучения на кафедре философии и культурологии Востока С. В. Гордеев проявил себя как талантливый студент, продемонстрировавший большую заинтересованность в изучении культуры стран синосферы. С первого курса С. В. Гордеев выбрал для изучения тему заимствования китайских мифологических образов в японской культуре, поэтому данная выпускная квалификационная работа является логическим продолжением исследований, проводимых студентом буквально с самого начала своего обучения, а также представляет собой сведение воедино полученных ранее результатов. Тема работы до настоящего времени является мало исследованной в современной отечественной японоведческой и китаеведческой литературе и с крайне интересной точки зрения подходит к вопросу культурного взаимодействия между Китаем и Японией, рассматривая последнее через проблему трансформации на японской почве китайских мифологических образов. В качестве наиболее показательных, С. В. Гордеев выбрал для рассмотрения образы дракона, лисы и феникса, чрезвычайно важные и символичные как в китайской, так и в японской культуре. В своей работе С. В. Гордеев делает вполне успешную попытку самостоятельного проведения анализа зарождения и изменения вышеупомянутых образов в Китае и Японии, а также приводит несколько самостоятельных версий относительно их происхождения и взаимодействия. В этом плане С. В. Гордеев продемонстрировал, на мой взгляд, значительные способности к научному аналитическому исследованию, что характеризует проведенную им работу с крайне положительной стороны. Работа опирается на значительный ряд материалов, не только на русском, но и на английском и китайском языках, что придает проведенному исследованию разносторонний характер. В первой главе работы С. В. Гордеев пытается воссоздать историко-культурный процесс заимствования элементов материковой культуры на японской почве, отмечая особую роль в этом процессе ранних корейских государств. Во второй главе, наиболее интересной, с моей точки зрения, в плане проведенного исследования, автор рассматривает конкретные образы китайских мифологических персонажей и изменение их функций в Японии, а также выдвигает собственные предположения относительно причин этого изменения. Однако, несмотря на сравнительную зрелость С. В. Гордеева как исследователя, проявленную в работе, последняя не лишена ряда недочетов, одной из причин появления которых была недостаточная частота и регулярность общения с руководителем. Недочеты, в первую очередь, связаны с оформлением работы, однако у руководителя есть определенные дополнительные пожелания и в плане ее содержания. Так, для большей равномерности и логичности исследования, делающего упор на древность, стоило бы более подробно проанализировать культурное взаимодействие Китая и Японии в период японского Средневековья и раннего Нового времени (с IX по XVII век), а также рассказать о бытовании рассмотренных мифологических образов на территории Корейского полуострова, который долгое время был медиатором в общении Китая и Японии. Эти замечания, однако, не оказывают, по моему мнению, серьезного влияния на ценность проведенного в данной работе исследования и, скорее, являются пожеланиями для дальнейших научных работ С. В. Гордеева. В целом, считаю, что работа С. В. Гордеева «Специфика заимствования китайских мифологических образов в японской культуре» соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной отметки. К. филос. н., старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ Бертова Анна Дмитриевна