Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу М. В. Новиковой «Основные принципы оформления фасадов памятников архитектуры Москвы 1640–1670-х гг.» Во второй половине 1630-х гг. в зодчестве Москвы начинает формироваться новое направление, ставшее в 1640–1670-е гг. ведущим в русской архитектуре. Одна из ключевых черт построек этого времени — особое внимание к украшению фасадов. Часто данный период называют временем «узорочья» — богатый убор наличников, порталов, карнизов уникален для всей истории русской архитектуры. Цель, которую поставила перед собой М. В. Новикова, — выявление основных принципов декорирования фасадов памятников архитектуры Москвы 1640–1670-х гг. Для достижения этой цели автор рассматривает как общее композиционное решение фасадов, так и отдельные аспекты этой темы, уделяя, в частности, особое значение применению ордерных композиций в архитектуре этого периода. Решение фасадов московских памятников сопоставляется с особенностями фасадных композиций ярославских построек — другим ярким явлением в истории архитектуры XVII столетия. Отдельная глава посвящена элементам оформления фасадов московских памятников — наличникам, порталам, изразцам. На основании принципов типологического анализа, выработанных С. С. Попадюком на ярославском материале, М. В. Новикова классифицирует типы московских наличников и порталов. Эта часть работы представляет особый интерес — именно подробная классификация декоративных элементов и, прежде всего, наличников по типам может в будущем помочь ответить на целый ряд важных вопросов, связанных с происхождением строителей храмов, использованием образцов и т.п. Не забывает автор и об истории изучения темы — в отдельной главе проанализированы все публикации по данному вопросу. В Заключении М. В. Новиковой удается ответить на большинство вопросов, сформулированных во Введении к выпускной квалификационной работе. Получившаяся работа может стать хорошим «введением в тему» для всех, кто хочет получить подробную информацию о принципах декорирования московских построек 1640–1670-х гг. Шероховатости выпускного сочинения (погрешности стиля, ошибки и опечатки, недостаточная отшлифованность некоторых фрагментов текста) связаны с несоблюдением студенткой графика работы над темой. Тем не менее, на наш взгляд, выпускная квалификационная работа М. В. Новиковой обладает очевидной новизной, актуальностью, отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобного рода сочинениям, и может быть допущена к защите. Научный руководитель: Доцент кафедры истории русского искусства, к. иск. И. В. Антипов